Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
14 сентября 2007 (37)
Светлана Асауляк,

От слов своих осудишься

(По материалам книги иеромонаха Серафима (Параманова) "О сквернословии").

Что такое мат, русскому человеку объяснять не надо. Это понятие, как никакое другое, характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего народа. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток, опустившихся людей, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно.

Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он- де у нас в крови. Плохого в нём ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Тем, кто так думает, нужно сказать следующее. Сквернословие имеет прямое отношение к духовному миру тьмы. Оно коренится в языческих фаллических культах древнего Востока: в поклонении Ваалу, Астарте, Хамосу - идолам, связанным с развратом и культовой проституцией. На Руси сквернословие в форме матерщины существует с дохристианского времени, имея начало в древних магических ритуалах. Сквернословие наносит вред всем, кто его слышит, но больше всего самому матерщиннику. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени - он отзывается.

Призовёшь имя Божие в молитве - Господь ответит, если будет Его воля. Когда же произносятся имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются бесы, которые и сопровождают чертыхающегося человека. Не случайно люди, которых бесы связали грехом, слышащие "голоса", свидетельствуют, что в их сознании, против их воли звучит поток бранных и богохульных слов. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. И конец будет соответствующим. Не зря Господь Иисус Христос сказал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф.12, 36-37).

Сквернословие совсем не напрасно происходит от слова "скверна". Матерщина - это явное и открытое проявление зла в человеке. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчёт в том, что сквернословие - тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми. За пристрастие к мату наказывали по-настоящему строго. При царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание. На рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всём честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

Мат является тяжким грехом, поскольку матерное слово - это вызов, брошенный Богу, и он не остаётся без последствий. Каждый, употребляющий "крепкие" слова, должен это знать. Мат употребляется с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Он и выполняет своё предназначение, уничтожая ум, здоровье, как самих матерщинников, так и людей, услышавших их ругательства.

Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве, она носит ритуальный характер и широко представлена в языческих обрядах, являясь языческим заклинанием. У древних славян она несла функ-цию проклятия. Например, одно из матерных слов, которое имеет славянское происхождение, переводится как "проклинать". Другое - в древнерусском языке обозначало волхва, а также его действия, связанные с вызыванием духов предков, то есть именно этим возгласом в языческих ритуалах вызывали души умерших. Остальные матерные слова - это имена языческих богов, то есть бесов. И человек, произносящий эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род.

Большинство специалистов, изучающих происхождение бранных выражений, сходятся в одном: мат или, выражаясь научным языком, "обсценная лексика" в изначальном своём происхождении и употреблении носила магический характер! Любопытны наблюдения, вынесенные из изучения русской бранной лексики филологом-лингвистом В. Мокиенко. В привычной и воспринимаемой порой как "шутливая", "добродушная" повседневной брани можно обнаружить следующие пласты:

1. Посылы к какому-либо демоническому персонажу, олицетворяющему зло.

2. Пожелание зла и неудачи.

3. Выражения, прямо именующие "способ" наказания того человека, к которому обращено заклятие.

Из магической формулы матерная брань превращается в "язык дьявола", "бесий язык", посредством которого изъясняются одержимые, невменяемые. Здесь, в отличие от Евангелия, где "в начале было Слово", мат - это слово "в конце" - в смерти, грехопадении, отречении, во всём комплексе мыслимых и немыслимых грехов, нарушающих все человеческие представления и запреты. Матерная брань согласно данному комплексу представлений, которые отражаются как в литературных текстах, так и языковых фактах, - это "пёсья брань". Это, так сказать, язык псов или, точнее, их речевое поведение, то есть лай псов, который выражает соответствующее содержание. Заметим, что лай - это одно из проявлений беснования и одержимости у людей.

Ещё одним тому свидетельством является подмеченная большинством исследователей, но никем до сей поры удовлетворительно не объяснённая особенность матерной речи - склонность большинства говорящих "на мате" вставлять едва ли не после каждого "смыслового", "человеческого" слова матерное слово или целую матерную конструкцию.

"Когда мы говорим: "N смачно выругался", - отмечает филолог Ю. Левин, - мы имеем в виду не только то, что N произнёс определённые слова, но и то, что он совершил некоторое определённое действие. Недаром в просторечии (и анекдотах) слово "выражаться" приобрело самостоятельный статус, подобно слову "нарушать", которое уже заведомо выражает некоторое действие".

А. Плуцер-Сарно, автор словаря русского мата в десяти томах, утверждает, что брань по происхождению связана с проклятием, то есть имеет сакральные подтексты. Кандидат филологических наук С. Виноградов пишет, что повальное сквернословие - спутник кризисных времён. В качестве примера он приводит слова историка и мыслителя 17 века Ивана Тимофеева, который среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и "зловонное произношение языком и устами матерных, скверных слов".

Светлана Асауляк, педагог-психолог. Продолжение следует.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага