Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
14 сентября 2007 (37)
Елена Верещагина.

Потрогать небо за компанию с северодвинскими парашютистами

Мысли лихорадочно мчатся одна за другой, бессвязные воспоминания самых незначительных моментов жизни, в голове в сотый раз проносятся наставления инструктора, а вспотевшие пальцы вновь и вновь нащупывают стропичку. И тут ты понимаешь, что незначительных моментов жизни не бывает, и она, жизнь, такая прекрасная, такая разная, такая желанная, вот-вот может ускользнуть от тебя, стоит сделать лишь шаг. Шаг в небо. Настоящее небо, потрогать которое ты мечтал еще в детстве, валяясь на летней травке и угадывая в облаках то огромного кота, то почти похожее на человеческое лицо очертание. И тогда еще я знала, что когда-нибудь оторву от облака часть и подержу ее в ладошках, и она обязательно окажется воздушной, мягкой, как сахарная вата.

- Скоро будут выбрасывать "мясо", - сквозь гул мотора слышится чей-то крик.

"Мясо, какое мясо? И кому, главное, это мясо? - лихорадочно соображаю. - Ах, - память подкидывает воспоминание из предполетного инструктажа, - да это же самый тяжелый парашютист на борту". Пока могу передохнуть, я прыгаю в тандеме, а это значит, что "вываливаться" мы с Олегом (моим инструктором и человеком, которому я практически доверила в тот момент свою жизнь) из самолета будем самыми последними.

"Би-и-и-ип!" как отбойным молотком по нервам на весь маленький салон Ан-2, в народе называемом попросту "кукурузник", трещит сигнал старта. Итак, первый пошел, второй пошел:. И вот в окне самолета виднеются маленькие белые "одуванчики" - купола парашютов раскрылись, ребята летят к земле. А ты еще здесь, в самолете, и во рту сухо, и в горле ком, и сердце замирает, и руки становятся ватными, и кажется, что этот шаг в пропасть ты не сделаешь никогда. Крамольная мысль пульсирует все чаще и чаще: "А может, попроситься в кабину к пилотам, может, не прыгать?" Но ты же не трус, ты же решился сделать это, неужели отступишь?

- Ну что, готова?

- Готова!

И в следующую секунду холодный воздух бьет в лицо и все 37 секунд свободного падения твои. Поток, о котором ты так много слышала на земле, ощущаешь всем телом. Чувство такое, что плывешь на животе на огромной скорости по горной речке.

- Не закрывай глаза, смотри по сторонам, - кричит, надрывая голосовые связки, человек за спиной. Это Олег, он встал (точнее сказать - лег) на воздушный поток, теперь мы напоминаем какую-то беременную пингвиниху, которая вопреки законам природы научилась летать. Я прикреплена к Олегу спереди, поэтому висну у него практически на животе.

- Все отлично, молодчина! - слышу сверху слова инструктора. - Сейчас будет открытие, готовься.

"Что значит готовься? Морально, что ли?", - думаю про себя, и в этот миг что-то с силой дергает меня вверх. Руки-ноги целы, голова на месте, вроде жива.

- Все, можешь расслабиться, - смеется Олег, - парашют открылся. Сейчас полетаем.

Вот он - кайф планирования. Ты в небе, тебе в лицо уже не бьет колкий холодный воздух, а обволакивает приятная прохлада - вот она, моя сахарная вата. Вся Вологда как на ладони: древние постройки, небольшие загородные поселки, озеро, лес, бесконечные поля. И тут ты начинаешь понимать всех великих безумцев, мечтавших взлететь к облакам и покорить небо, изобретая матерчатые крылья. Это ощущение полета, безмятежности и необыкновенной тишины завораживает и остается в памяти навсегда. Но через несколько минут мысли о вечности прерывает голос инструктора.

- Согни ноги, приземляемся, - командует Олег.

Может быть от страха или неожиданности, сгибаю ноги в коленях и прижимаю их к груди что есть сил. А с земли уже слышатся крики движущейся нам навстречу группы людей: "Встречайте тандем!"

Приготовилась. Удар. Ура, мы на земле, мы - живы!

- Ну как? Как ощущения? Ты же единственная из нас с 2 500 метров прыгнула. Как свободное падение? - спрашивают уже подобранные в грузовую машину остальные перворазники.

- Замерзла.

До сих пор не понимаю, почему именно это произнесла в ответ. Наверное, первый прыжок с парашютом - это все-таки шок. А ведь поехала просто за компанию на людей посмотреть и уж никак ни себя показать: прыгать вовсе не собиралась. Еще в поезде, отправляясь из Архангельска, с пеной у рта доказывала северодвинским спецам, что парашют ни за что не надену. Здесь, думаю, стоит пояснить, почему северодвинским.

В городе корабелов есть увлеченная группа людей, настоящих профессионалов и мастеров парашютистов-спортсменов, обучающая и с каждым годом пополняющая свои ряды новичками. В Северодвинске, пройдя необходимую подготовку, "перворазники" (так называют людей, кто собирается сделать свой первый в жизни прыжок) отправляются прыгать в Вологодский аэроклуб. (Почему в нашей области аэродромы для подобного спорта закрыты, для меня остается непонятным до сих пор). Там, уже пройдя медкомиссию, предполетный инструктаж еще раз, получаешь экипировку и парашют. А дальше жди погоды. От нее, матушки, зависит, будешь ты сегодня прыгать или нет. Если сильный ветер, дождь, низкая облачность и так далее, самолет скорее всего не взлетит. А вот когда солнце, ветер 2 метра в секунду и чистое небо - условия идеальные, прыгай в свое удовольствие, сколько душе угодно. Так нам повезло только на второй день пребывания на аэродроме.

Честно вам признаюсь, боялась очень. Такого страха я, наверное, не переживала никогда в жизни. Всех "перворазников" предупреждают сразу, второй прыжок - самый сложный. Ведь у тебя уже нет иллюзий, ты точно знаешь, что тебя ждет там - наверху. Общаясь в этот день друг с другом, мы в шутку переживали, что не за- хватили с собой детские подгузники. Но после моросившего полдня дождика тучки рассеялись, и на иссиня-голубом небе выглянуло осеннее солнце. И вновь команда собралась к предполетному осмотру. Один из самых важных моментов. Опытные инструкторы проверяют, все ли в порядке с твоим парашютом. Есть ли страхующий прибор, закреплена ли стропичка, все ли ремни затянуты, все ли карабины пристегнуты и так далее. В общем, если у тебя будет что-то не так, в самолет не пустят - факт.

Снова старый, надежный "кукурузник" мчит в небо. Кто-то признавался потом, что испытывал все те же чувства, что и в первый раз, кто-то говорил, что был абсолютно спокоен. Возможно, я бы тоже сидела спокойно, ожидая своей очереди, но даже сейчас вспоминая все, снова чувствую этот внутренний почти животный страх. Потому, что следующий мой прыжок был в формации из двух человек, называемой "пирамидой". Вещь эта не для слабонервных. Хоть ты и выходишь из "кукурузника" с инструктором, но делаешь это спиной вперед и приземляешься уже сам. Все нелетные полдня Павел (второй инструктор, который согласился "вынести тело", так в кругах парашютистов называют этот прыжок) обучал меня, "чайника", что и как нужно делать в воздухе и при приземлении. В течение всего дня ко мне подходили бывалые спортсмены и инструктировали, поддерживали, подбадривали, ну в общем, в одиночестве не оставляли до самого выхода из Ан-2.

- Запоминай, куда тебе надо приземлиться! Ты хоть видишь что-нибудь? - волнуясь за мою близорукость, кричит в самое ухо инструктор. - Видишь? Тогда вникай. Здесь ЛЭПка, здесь озеро, здесь лес, здесь асфальтированная дорога, здесь деревня - на все это лучше не приземляться. А тебе надо вот в этот маленький треугольник. Запомнила?

- Главное, не забудь выдернуть стропичку, когда откроется основной. Иначе будешь на двух куполах приземляться. Перед этим обязательно сгруппируйся. Ноги согнуть в коленях? Помнишь? Ну, молодец! Да не бойся ты, все будет отлично! Скоро "мясо" выкинут! - похлопывая меня по плечу, подбадривает Сережа, матерый спортсмен- парашютист, за спиной которого более 200 прыжков.

Высота: 800, 1000, 1500, 2000, 2300:

Бьет по ушам звук уже знакомой сирены. Подхожу к двери самолета, разворачиваюсь. За бортом самолета поток воздуха с силой почти прибивает тебя к железной махине, а в салоне в это время за руки крепко держит инструктор.

- Готова?

- Готова:

Оказавшись на земле, признаюсь, первым делом поблагодарила Бога, что все прошло отлично, что приземлилась мягко, одним словом, что жива осталась. Если вам когда-нибудь скажут, что прыгать с парашютом сегодня не опасно - не верьте. Это экстремальный вид спорта, а экстремальный, значит - небезопасный. Перед прыжком всех предупреждают, чтобы были готовы ко всему: к тому, что стропы могут запутаться, парашют полуоткрыться или не открыться вовсе, что приземлишься на елки, провода, воду и так далее. Конечно, как вести себя в той или иной ситуации обучают, рассказывают, готовят. Но часто повторяют спортсмены-парашютисты: "Рассчитывай на лучшее - готовься к худшему". Может случиться все, что угодно. И в самый сложный момент ты должен суметь выдернуть кольцо запаски. Тем, кто к этому не готов, лучше оставить мечты о небе - пусть это останется всего лишь мечтой, но мечтой живого человека. Сегодня парашютный спорт доступен любому желающему, готовому потратить на это удовольствие от 1000 рублей и до бесконечности. Но там, в небе, ты сам отвечаешь за свою жизнь. В любой брошюре по парашютному спорту с завидной постоянностью повторяется одна и та же мысль: правильно оценивай свои возможности, не берись за то, к чему не готов.

Зачем, спросите вы, вообще вся эта затея нужна? Наверное, дело здесь в проверке собственных качеств, в преодолении собственного страха, и, поверьте, после каждого прыжка ты хоть на чуть-чуть, но чувствуешь себя уже другим человеком.

Домой я вернулась, как будто родилась заново. Что такое море, солнце, пляжи по сравнению с теми чувствами и ощущениями, что тебя посетили там! Многие по дороге домой признавались, что такими отдохнувшими они не чувствовали себя даже после отпуска на турецком море. Может, вот оно, лекарство от депрессии, помогающее понять всю ценность своей жизни?

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага