Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
17 августа 2007 (33)
Светлана Соболева.

Андрей Власов: "Здесь можно ходить, не оглядываясь"

В конце июля в Шенкурске с научной экспедицией побывал научный сотрудник отдела фольклора государственного института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педуниверситета им. Герцена А.Н. Власов. Вместе с Власовым пристально изучали Шенкурский район его коллеги - аспиранты кафедры русской литературы Герценовского педуниверситета г. Санкт-Петербурга Светлана Чернышёва и Ирина Козлова. Сегодня Андрей Николаевич наш собеседник.

- Андрей Николаевич, какова цель Вашего визита в Шенкурск?

- Вообще поле моей профессиональной деятельности связано с Севером. Я изучаю духовную культуру русского Севера: фольклор, средневековые памятники древнерусской литературы, а также современную традицию - отголоски этой культуры в творчестве местных авторов. В планах - создание библиотеки авторов бывших уездных городов (ныне районных центов) Русского Севера. В число таких городов входят Великий Устюг, Сольвычегодск, Котлас, Вельск, Каргополь и, конечно, Шенкурск.

- И что удаётся обнаружить в малых городах?

- Наблюдается интересная картина. В традиционном творчестве, под которым мы понимаем фольклор, очень во многом переместились акценты. Напряжённый нерв творческих (креативных) натур переместился именно в малые города и выявляет себя в местных поэтах и писателях. Последние десять-пятнадцать лет такой всплеск выброса творческой энергии наблюдается здесь в виде поэтических сборников, в виде писания местных авторов. Среди них есть очень интересные вещи.

- Всплеск коснулся и Шенкурска?

- Несомненно. Мы встречались с Владимиром Шестухиным, Надеждой Князевой. Писательская, литературная, творческая атмосфера здесь присутствует. Люди, с которыми мы встречались, вполне достойные, чтобы представлять свой край. Я намеренно не берусь оценивать их произведения. Моя исследовательская задача несколько другая. У поэтов и писателей из малых городов есть общие темы: родины, любви, природы, тема повседневной жизни. Разрабатываются эти темы довольно неплохо. На местах есть такие литературные силы, которые активно реагируют на проблемы, стоящие перед сегодняшним человеком. Причём, не просто считывают эти проблемы с экрана телевизора, из радио, а пытаются их по-своему интерпретировать и размышлять над ними.

- Наш город чем-то удивил Вас?

- Да. Хотя я больше занимаюсь Великим Устюгом, о Шенкурске много читал. Шенкурск привлёк меня тем, чего я уже не видел, наверное, лет пятнадцать.

- Интересно чем:

- А знаете, какой-то теплотой. Шенкурск по моим консервативным взглядам выгодно отличается от всех городов, которые преобразились в результате наступления цивилизации. Здесь спокойно, не шумно. Шенкурск - это город из моего детства, когда-то я в таком же городе жил, воспитывался, потом уехал. Таких уже мало городов осталось. В Шенкурске можно ходить, не оглядываясь. Это очень важно. В больших городах всегда есть ощущение тревоги, спиной нельзя поворачиваться, а здесь этого ощущения нет. Хотя, говорят, что такое чувство обычно просыпается у русского человека за границей. Но, должен признаться, оно у меня проснулось в Шенкурске.

- Какие встречи у вас ещё были?

- Мы не стремимся к таким особым официальным встречам. У нас три места работы в таких командировках: музей, библиотека и, по возможности, какие-то творческие объединения. Поработали мы хорошо. Контакт с шенкурским краеведческим музеем был взаимным. Мы поделились с музеем материалом, который удалось отснять на цифровую камеру в областном краеведческом музее, а это ещё одна часть архива вашего краеведа Павла Ивановича Едемского.

Самая главная цель, ради которой мы приехали, заключается в том, что Пушкинский Дом работает над великим проектом "Свод русского фольклора". Вышло уже пять томов "Свода:". Случай в мировой практике беспрецедентный, когда эпическая традиция "живьём" достаётся из наших архивов. Моя задача, по сути, государственная - проверить, а что здесь ещё есть. Понятно, что уже люди не поют, что многих "носителей" фольклора уже нет в живых, но, может, что-то в музее отложилось.

- Отложилось у нас что-то?

- К сожалению, нет. Но мы нашли много чего другого. Нас интересуют тексты, нас интересует этнография, и мы всё это нашли. В частности, у вас тут был замечательный исследователь, краевед Павел Едемский, имеющуюся в вашем музее часть его архива мы отсняли. Более того, здесь много пишущих людей не только в сегодняшнем дне, но и в прошлом, есть рукописные мемуары по истории края, гражданской войне. Всё это мы фиксировали. Нашли очень интересную вещь - общественно-политический и общественно-культурный журнал "Важская область", который издавался здесь в начале 90-х годов прошлого века. Журнал был основан Важским Союзом смолокуренных артелей. Любопытно, что вновь брошюры издания вышли в свет с 17 номера журнала. Значит, у местных жителей есть самосознание, они думают о себе, размышляют в контексте большой и малой истории. Это очень хорошо.

- Андрей Николаевич, в 2006 году праздновалось столетие Пушкинского Дома. Напомните нашим читателям, что такое Пушкинский Дом?

- Это знаменитое, единственное в мире научное учреждение, которое предметно занимается русской литературой. Именно там находятся все рукописи всех великих авторов, поэтов. В том числе в результате нашей экспедиции тексты ваших поэтов, писателей, ваши фольклорные записи тоже попадут в это самое знаменитое во всём мире хранилище.

- Наверное, фольклора у нас здесь уже не осталось?

- Я так не говорил и не буду так говорить. Русским народным творчеством занимаюсь уже тридцать лет, езжу, собираю. Всё равно всё это осталось, просто на сей раз у нас несколько другие приоритеты были в поездке. Нам понадобилось бы гораздо больше времени, чтобы встречаться с исполнителями. Поэтому задача была выявить те материалы, которые отложились в архивах, чтобы эти материалы потом не пропали. Мы ведь ничего в материальном виде не берём отсюда, всё цифруем, чтобы у будущих поколений была возможность прикоснуться к тому, что уже стало или ещё станет историей. Практически мы записали все доступные нам тексты.

- Шенкурский народный хор, пожалуй, самый яркий творческий коллектив, хранящий народные традиции:

- Без сомнения. Мы встречались с руководителем хора Надеждой Григорьевной Смирновой. Это человек очень хорошо знающий фольклор своего края, прекрасно владеющий народным репертуаром. Она не только исполнитель, но и наиболее полный хранитель местного репертуара. Очень ценно то, что акцент делается именно на свои традиции, что репертуар не засоряется общероссийскими русскими текстами. Так что я готов поздравить шенкурян с таким руководителем народного хора. Ещё раз повторю, что нам у вас очень понравилось. Если будет возможность, приедем ещё.

- Спасибо за беседу.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага