Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
13 июля 2007 (28)
Ольга Ферина.

Ваш ребенок поступает в детский сад

Поступление ребенка в детский сад нередко связано с большими трудностями для него, неприятными переживаниями. Особенно часто тяжелая адаптация (привыкание к новым условиям) наблюдается у маленьких детей. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку полутора-двух лет быстрее и безболезненнее привыкнуть к новым для него условиям детского сада, воспитательнице, к детям?

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Нет. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают комнату, игрушки, выбирают, чем заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитательницей и выполняют только те действия, которые она предлагает. Третьи отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Причины неодинакового поведения детей различны. Имеет значение, насколько ребенок овладел дома необходимыми культурно-гигиеническими навыками и привычками, навыками самообслуживания, приучен ли он к режиму дня, и совпадает ли этот режим с тем, который принят в детском саду.

Однако главная и основная причина трудной адаптации детей - отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают те дети, опыт которых ограничен рамками семьи (отец, мама, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контактов у таких детей затруднено. Чем более узок был круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитательницей. Некоторые дети имеют опыт общения со взрослыми, но не умеют общаться со сверстниками. Поэтому большое количество детей вызывает у ребенка страх, стремление уединиться. Такой ребенок льнёт к воспитателю, заглядывает ей в глаза, постоянно ищет у нее поддержки. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, привыкает к детскому саду сравнительно быстро. Это происходит потому, что в процессе общения ребенок познает окружающее, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Опыт общения помогает ему быстро привыкнуть к коллективу. Родители должны показать пример общения со сверстниками: научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т.п. Правила таких взаимоотношений усваиваются нелегко. Поэтому в домашних условиях следует использовать игры-инсценировки: "Как кукла Лена обращается с просьбой", "Как кукла Лена отдала свою игрушку" и т. д. Действия, показанные в играх-инсценировках, можно закрепить с ребенком в игре, через упражнения в аналогичных действиях и поступках.

Приводя ребенка в детский сад впервые, не рекомендуется оставлять его здесь на целый день. В первые дни достаточно, чтобы он провел в детском учреждении 1-2 часа. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже забрана, и воспитатель может больше времени уделить малышу. Мать сможет познакомиться с режимом детей, рассказать о привычках ребенка. Пребывание матери в группе следует использовать для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к детскому саду, уважение к воспитателю, младшему воспитателю. Не следует высказывать какие-то сожаления о том, что "ребенка приходится отдавать в детский сад", необходимо всем своим настроением, отношением к малышу подчеркнуть, что здесь очень хорошо, что никто из детей не плачет, что здесь бояться нечего, здесь никто никого не обижает. Мама должна направить все внимание малыша на окружающие предметы, игрушки, взрослых. Если же она будет вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то положительную роль ее присутствие играть не будет.

Немаловажное значение в период привыкания ребенка к условиям детского сада имеют и такие факторы, как режим дня, наличие необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Поэтому при оформлении в дошкольное учреждение родители должны ознакомиться с режимом работы группы и еще до поступления сюда малыша приучить его к этому режиму. Важно привить необходимые для данного возраста навыки и умения. С 1 года 2 месяцев надо научить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул, участвовать в переодевании (снимать колготки, ботинки), умывании (подставлять руки под струю воды). С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать мыть руки, есть самостоятельно, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослыми одежду и обувь, называть ее. К 2 годам - знать свое место за столом, место полотенцу и одежде, тихо вести себя.

Для формирования этих навыков необходимы соответствующие условия, единые, обдуманные требования к детям со стороны всех взрослых в семье, постоянство требований, конкретность правил и постепенное увеличение их объема. При формировании навыков большое значение имеют упражнения в действии, поощрение за выполненное действие (похвала, одобрение). Иногда при поступлении в детский сад наблюдается временная утрата приобретенных уже навыков и привычек. Чтобы этого не произошло, важно не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать их в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых сформированы необходимые навыки, связанные с едой, умыванием, одеванием, раздеванием, укладыванием и т.п., спокойнее и увереннее чувствуют себя в группе. Отсутствие навыков, отрицательные привычки поведения (засыпать при укачивании и т.п.) вызывают тревогу, страх перед неизвестным.

Итак, поступление ребенка в детский сад может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить малыша к этому. В первую очередь, нужно своевременно расширить круг его общения со взрослыми и сверстниками и тем самым способствовать формированию потребности в общении. Следует правильно построить всю систему семейного воспитания, чтобы у ребенка сложился положительный опыт общения, выработались в соответствии с возрастом необходимые навыки и умения.

Ольга Ферина. Заведующая Наводовским детским садом.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

Одежда для девочек

Интернет-магазин LE ROYA предлагает покупателям широкий выбор одежды для подростков. Например, в разделе одежда для девочек 12 лет представлены майки, футболки, лифы, бодики, топики, плавочки и многое другое. Ваша 12-летняя девочка обязательно подберет для себя красивую, удобную и модную одежду. Ждем вас за покупками!

www.leroya.ru

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага