Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
18 мая 2007 (20)
Инф.

Творчество и здоровье детей и подростков

Современная общеобразовательная школа в состоянии успешно решать одновременно две важнейшие задачи: давать полноценное образование и обеспечивать высокий уровень здоровья.

Главными факторами, отрицательно влияющими на здоровье детей в школе являются: гиподинамия, чрезмерная вербализация обучения, информационные и эмоциональные перегрузки, часто несбалансированный распорядок дня. Все вышеуказанное несет стрессовый потенциал и служит причиной развития сначала "школьных", а затем и других болезней. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов выпускников общеобразовательных школ имеют ту или иную патологию. Абсолютно здоровых выпускников всего 4 процента. Между тем, хорошо известны следующие факты. Люди с высоким и выше среднего уровнями интеллекта живут дольше своих менее развитых сверстников. Средняя продолжительность жизни мыслителей и педагогов всех времен и народов выше, чем у рядового обывателя. Много долгожителей среди музыкантов и дирижеров. Во время войны люди практически не болеют. Творческих людей в общей массе людей не более 4-5 процентов. Все эти факты объединяют одно: творчество оздоравливает и продлевает жизнь. Можно утверждать, что те 4 процента абсолютно здоровых выпускников средних школ являются творческими личностями.

Под творчеством мы понимаем активную жизненную позицию, позволяющую преобразовывать мир, ситуацию, обстоятельства, преодолевать препятствия, создавать "новое" во всех сферах жизни. Другими словами творчество - это создание второй природы или культуры.

Известно, что основным способом преодоления стресса является двигательная активность. Если признать, что мышление - это нереализованное во внешнем плане движение, то становится понятна противострессорная функция мышления, а значит и творчества.

Творческая активность детей и молодежи, активный поиск нового - основа формирования здорового человека, т.к. умение преодолевать стрессы через деятельность - наиболее эффективный способ подавлять или нейтрализовать патогенетическую составляющую стресс-реакции.

Наблюдения за учащимися школ г. Вологды на протяжении последних лет позволяют подтвердить мысль о положительной роли творчества в деле охраны здоровья детей. Мы фиксировали посещаемость детей по болезни и состояние их сердечно-сосудистой системы в условиях экспериментальных школ (школа искусств при ДМТ, школ N 4 и N 20) и в школах с высокими показателями успеваемости, но не имеющих достаточно выраженных предметов эстетического направления.

Результаты направлений показали, что в экспериментальных школах дети болеют меньше, чем в обычных. Даже в период эпидемий заболеваемость в экспериментальных школах ниже, чем в обычных школах, несмотря на то, что в экспериментальные школы дети съезжаются со всего города на общественном транспорте. Более благоприятные данные зафиксированы в экспериментальных школах и по показателям состояния сердечно-сосудистой системы.

Занятие музыкой, театром, вокалом, танцами, живописью позволяет не только реализовать себя, но "снять" те внутренние проблемы, которые создают семья, микросоциум, школа. Для некоторых детей драматический театр, по сути, является средством психотерапевтической коррекции. Декламация и пение тренируют органы дыхания. Танец и музицирование стимулируют кору головного мозга, тем самым развивая интеллектуальную сферу.

Художественно-эстетическое образование, в самом широком смысле слова, гармонизирует мозг путем активизации правого полушария. За счет этого формируется целостная картина мира в сознании ребенка, а не аналитический, разбросанный набор фактов по всем отраслям знаний. Такая гармонизация не может не отразиться положительно не только на психологическом, духовном, но и на физическом здоровье.

Таким образом, поиск и творчество, несмотря на их высокую энергетическую и экономическую составляющие, следует рассматривать с точки зрения биологии как адаптационный, сохраняющий здоровье фактор.

Следует рекомендовать органам образования всех уровней внедрять художественно- эстетическое образование не только как составляющую педагогического процесса, но и как средство профилактики (а может, и лечения) психофизических расстройств.

(По тезисам доклада кандидата философских наук, доцента кафедры физиологии Вологодского госпедуниверситета В.В. Соколова на Всероссийской научно-практической конференции "Дети. Молодежь. Театр. Образование" 23-28 апреля 2001 г. в г. Москве).

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага