Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
6 апреля 2007 (14)
Светлана Соболева.

Фёдор Лантух: "Главы - мальчики для битья!"

Как главе сельского поселения работается сегодня в условиях нового 131 Федерального Закона о местном самоуправлении? Об этом мы беседуем с главой МО "Верхопаденьгское" Ф.И. Лантухом.

- Главной целью данного Закона было приближение власти к народу, - напомнил Фёдор Иванович. - Но, когда Закон был принят, получилось, что власть наоборот отодвинулась от народа. Главы администраций, конечно, остались на местах, все на виду, но далеко оказались, показав свою некомпетентность и незнание жизни в сельской местности, те, кто принимал этот Закон. Согласно навязанному нам Уставу, нас вообще лишили юридических прав, зато оставили с не- ограниченной ответственностью.

Я убеждён, что здесь имеется умысел: чужими руками, на законном основании досрочно похоронить наши деревни. "Теперь вы самостоятельны, ни от кого не зависимы, отпущены в свободное рыночное плавание, - говорят организаторы очередной реформы. - Теперь у вас самоуправление, всё решает народ. Есть возможность, держитесь на плаву, нет - Господь с вами"! ГОСУДАРСТВО ТЕПЕРЬ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МО, так же, как за бывшие совхозы и колхозы, о судьбе которых нам хорошо известно. Только одно слово "поселение" наводит меня на грустную мысль. Как будто мы, сельские жители, по решению суда живём на вольном поселении. Хорошо, что законодатели, которые принимали этот закон, не додумались высчитывать с нас 10 процентов в доход государства за нашу красивую, обеспеченную и счастливую жизнь в сельской местности.

- Нравится нам это или нет, 131 Закон стал в настоящий момент настольной книгой руководителей МО - поселений?

- В статье 14 данного Закона под названием "Вопросы местного значения" прописаны двадцать два пункта, которые я, как глава, должен выполнять. В противном случае понесу ответственность. Вместе с тем, как только Закон вступил в силу, первый пункт этой статьи Закона сразу же был нарушен. Пункт 1 гласит, что к вопросам местного значения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения. То есть мы должны были на сессии Совета депутатов МО "Верхопаденьгское" рассмотреть, а администрация МО подготовить с учетом всех наболевших вопросов, что конкретно нужно нашей территории на развитие местного самоуправления. Затем всё это привести в цифры, разложить по полочкам и сформировать свой бюджет.

- Первоначально именно этого ждали от Закона?

- Естественно! Затем свой бюджет мы должны были по Закону представить в МО "Шенкурский муниципальный район", а администрация МО - района, рассмотрев наш бюджет, провести определённые согласования. После выравнивания бюджетных отношений друг с другом, "район" должен был поехать в область и там защищать бюджет каждого поселения. Ведь бюджет МО "Шенкурский муниципальный район" состоит из бюджетов 12 поселений и бюджета МО - района. Однако получились всё не так, как ожидалось. В итоге нам просто спустили вниз бюджет без нашего согласования. Какое же здесь местное самоуправление?

- Фёдор Иванович, и всё-таки как удаётся выполнять полномочия?

- Согласно статье 19 Конституции РФ у нас все равны перед законом и судом. Но в реальной жизни до этого далеко. Например, в областном центре улицы освещены, красиво мигают рекламы. Я рад за город, но почему сельские жители лишены этого права? В осенний период в наших деревнях сплошная темень, которая длится пять месяцев. Поэтому администрация МО "Верхопаденьгское" поскребла по сусекам, прошла с шапкой по местным жителям и установила на 20 деревень 25 фонарей. Это - мизер, но лучше, чем было. Один такой фонарь стоит 1200 рублей, для нас огромные деньги, теперь у главы администрации болит голова, где найти ежемесячно 10 тысяч рублей на оплату света энергетикам. А это только одно из наших полномочий - по организации освещения улиц. Поработали мы и над созданием условий для массового отдыха жителей поселения. По берегам реки Паденьги построили семь мест отдыха. Пока мы их благоустраивали, рядом вырубили леса, где наши жители отдыхали, собирали ягоды и грибы. Всё население и сельская власть были возмущены действиями лесников, но изменить ситуацию не смогли.

- Один из больных вопросов - обеспечение первичных мер пожарной безопасности?

- На территории МО есть две пожарные машины, которые были приобретены ещё 23 года назад. Чтобы их восстановить, требуется триста метров рукавов, десять колёс, краны для закачки воды в цистерну автомобиля, аккумуляторы, десять комплектов спецодежды работникам пожарных дружин, а главное - бензин, не менее 3500 литров в год. Также необходимы постоянные водители, а им нужна зар-плата хотя бы по 2 тысячи рублей в месяц, значит около 50 тысяч рублей в год. Всего надо 300 тысяч рублей в год, после восстановления машин расходы упадут до 90 тысяч.

Наше МО находится в 75 км от Шенкурска и в 60 км от Ровдино, только там есть пожарные части. В лучшем случае, если сумеем сообщить (ведь связь в Верхопаденьге бывает не всегда, хотя платить за телефон приходится полностью), машина придёт часа через два, когда уже будет поздно. Поэтому давно встаёт вопрос о создании своего депо, две машины всё-таки сохранены.

- Но на депо понадобятся немалые средства?

- В бывшем Паденьгском лесопункте есть тёплый гараж на 12 машин со своей кочегаркой. В этом боксе можно было бы сделать пожарное депо. Там же стоит наш рейсовый автобус Керзеньга - Шенкурск, который в самые трескучие морозы ходил исправно, за что особая благодарность нашему водителю Владимиру Сергеевичу Аббасову. Так вот бокс, построенный 35 лет назад, конечно же, нуждается в ремонте. До этого года его содержал Тёгринский леспромхоз, сельская администрация помогала в обеспечении бокса дровами, но содержать всё здание с пустым карманом мы никак не сможем. По подсчётам, вместе с зарплатой кочегаров, дровами и электроэнергией набегает круглая сумма в размере 215 тысяч рублей. Вопрос остаётся открытым, и если он не решится, значит, здание бокса приговорено к растаскиванию на дрова бездельниками, которых в Артемьевке хоть отбавляй.

- Как удаётся решать вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования?

- В МО "Верхопаденьгское" 20 деревень, протяжённость дорог по населённым пунктам составляет 74 километра. По 131 Закону администрация МО должна содержать эти дороги, производить подсыпку гравием, ремонтировать мостики, а в зимнее время чистить их от снега. Дорогу туда и обратно нам чистят, а это ни много ни мало 148 километров. Плюс ещё 65 километров региональных дорог. Полномочия по содержанию и строительству дорог администрацией поселения также невыполнимы. Нет у нас грейдера, экскаватора и автомашины-самосвала, а также дизтоплива на эти цели, бензина, запчастей, а главное - трёх штатных работников для выполнения данных полномочий. До сих пор с благодарностью вспоминаю наших мужиков- дорожников А.И. Кулакова, А.Г. Поддубного. Как они трудились! Возмущаюсь, что нет у нас больше в районе такой сильной дорожной организации. Убеждён: кто хорошо работает, тот как раз и не нужен нашему государству.

- Фёдор Иванович, как удаётся создавать условия для организации досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры?

- В 2001 году, после очередных реформ, мы передали свою социальную сферу в район. Однако обеспечение дровами в отопительном сезоне осталось за сельской администрацией. Приведу пример. Когда мы передавали Артемьевский клуб на баланс районного Дома культуры, в кочегарке клуба был произведён капитальный ремонт. Был заменён один котёл, другой отремонтирован, третий - в запасе, заменены дымовые трубы, вся теплотрасса поднята с земли на поверхность, потому что отапливали не только клуб, но и дом престарелых.

Потребность дров составляла 750 кубометров в год, да ещё добавьте 200 кубометров на воровство безработными. Теперь в деревне в порядке вещей, кто старше 25 лет, не хотят работать, пьянствуют, а их дети голодают. Так вот районный Дом культуры не нёс тогда практически расходов, за исключением выплаты мизерной зарплаты кочегарам и работникам клуба. Но так как клуб давал тепло и дому престарелых, то данному учреждению был выставлен счёт на 200 тысяч рублей за год, за шесть лет - миллион 200 тысяч. Куда потом ушли эти деньги? - На ремонт Ровдинского Дома культуры! После таких решений власти у меня руки опускаются. Одним словом, за шесть лет руководства клубы на нашей территории оказались в плачевном состоянии. Где теперь брать деньги на их восстановление, вопрос. Очередной вопрос местного значения, ответа на который нет.

- Итак, бюджета МО "Верхопаденьгское" катастрофически ни на что не хватает?

- О каком бюджете может идти речь, если нам выделены деньги на уровне сметы расходов на 2006 год, не с увеличением на 20 процентов, а с уменьшением! На зарплату клубным работникам выделено 346 тысяч рублей, если с этой суммы вычесть все налоги, то им не хватает на зарплату 92 тысячи. Работникам администрации заработная плата выделена только на семь месяцев. Нет средств и на приобретение дров - швырка, потребность - 970 кубометров на год, умножьте на 250 рублей - 242 тысячи рублей. Как быть в этой ситуации? Закрывать клубы? Не говорю уже о других вменённых нам полномочиях. На освещение деревень - 0 рублей, на пожарную технику - 0, на развитие спорта - 0. И на все 22 пункта статьи 14 Закона о местном самоуправлении - одни нули.

Хочу сказать пару слов о земле. На территории МО "Верхопаденьгское" более 2000 гектаров пахотной земли. Благодаря рельефу местности, можно не отходя от здания администрации, увидеть, как красиво зарастает эта земля, на одном квадратном метре от 4 до 6 сосен, в других местах ели. Сколько было затрачено сил, денег на мелиорацию этих земель! А теперь земля сама занимается естественной посадкой лесов, ведь природа не терпит пустоты.

- Вот бы где можно было строить новые дома:

- Если кто-то из местных жителей пожелает построить дом на заброшенной и никому не нужной земле, он пройдёт через ад испытаний бюрократической системы, потратит огромную сумму денег, чтобы получить разрешение на строительство дома. Только сильные духом могут дойти до цели.

Вот так и живём. Не нужны ни области, ни государству в целом. А ведь было принято решение областными депутатами, что когда начнётся в Архангельской области добыча алмазов, то каждый житель Архангельской области будет получать дивиденды. С природными ресурсами у нас вообще не понятно, что творится. На основании статьи 15 Лесного Кодекса, муниципальные образования являются участниками лесных отношений в пределах своей компетенции. Но в 131 Законе вообще не оговорено, где и как мы должны ими распоряжаться.

Право на выписку леса для хозяйственных построек и новых домов администрации МО предоставлено. Мы, действительно, оформляем гражданам все документы на эти цели. А вот получит ли человек реальный лес, ещё вопрос! Все леса вокруг поселений оформлены в аренду то москвичами, то северодвинцами, кого только нет. Чужие люди решают за счёт нашего леса свои проблемы, а местные жители не могут. Да и о чём вообще говорить, если в настоящий момент ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕ ВХОДЯТ В СИСТЕМУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, они самостоятельны в пределах своих полномочий и возможностей. Причём, возможности поселений ограничены до предела.

- Грустная, безотрадная картина вырисовывается:

- Меня очень настораживает некоторая кампанейщина происходящих в стране преобразований, всевозможных потуг власти. За прошедшие годы я насчитал более десятка проходящих в стране реформ. Помните, когда Путин с Матвиенко должны были убрать в Москве всех беспризорных? Или когда задумали провести в деревню асфальтные дороги? По поводу спаивания людей целый месяц в стране шум стоял. В результате, как деревня торговала спиртом, так и торгует, как вымирала, так и вымирает. Поэтому одна кампанейщина, говорильня получается, никто в стране ни за что не отвечает, кроме главы конкретного поселения. Если я какой-то из 22 пунктов статьи 14 Закона о местном самоуправлении не выполню, налетят контролирующие органы, и никого не будет интересовать, есть ли у меня деньги на выполнение этих полномочий. Мы, главы поселений, на сегодня мальчики для битья! Вот какая удобная для вышестоящих власти предержащих получилась реформа местного самоуправления.

Между городом и селом всегда был большой ров. Так было, есть и будет. Только телевизор поёт, как курский соловей: "Хорошо иметь домик в деревне!" В начале реализации 131-го закона о местном самоуправлении было много людей, которые хотели преобразить наши деревни. Однако все эти люди натыкались на непробиваемую стену. Говорится одно, а делается другое, мы живём в лукавое время двойных стандартов. Думаю, что со временем инициативы от населения будет исходить ещё меньше, но, видимо, это, на самом деле, и требуется нашей государственной власти.

- Спасибо за беседу.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага