Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
30 марта 2007 (13)
Инф.

Отчёт главы МО "Шенкурский муниципальный район" за 2005 - 2006 годы

Уважаемые жители Шенкурского района!

Представляю вашему вниманию отчёт об исполнении полномочий за 2005 - 2006 годы, но перед этим хотел бы остановиться на одном важном моменте, характеризующем финансовую и экономическую ситуацию в Шенкурском районе на дату вступления в должность главы, которая оценивалась весьма сложной, вследствие ряда причин. Главная из них - это большая кредиторская задолженность в размере 21,3 млн. рублей, в том числе: по детским пособиям - 3,4 млн. рублей, компенсация за методическую литературу преподавателям школ - 1,4 млн. рублей, обеспечение льгот на селе (врачам и учителям) - около 2 млн. рублей; долги прошлых лет (неполный перечень) - это 100 тысяч рублей (поездка футболистов в Краснодарский край), 400 тысяч рублей (выкуп имущества у конкурсного управляющего КиИС банного комплекса), 72 тысячи рублей (ремонт моста по ул. Г.Иванова), 200 тысяч рублей (обустройство объезд-ной дороги в г.Шенкурске) и т.д.

В бюджет района на 2005 год, при тех же производственных мощностях и который утверждался прежним составом Совета депутатов, были заложены платежи за пользование лесным фондом в сумме 22,5 млн. рублей с увеличением к уровню 2004 года на 12,5 млн. рублей. Хочу напомнить, что в бюджете 2004 года по этой статье доходов при плане в 7,5 млн. рублей исполнение составило 10 млн. рублей. За счёт эффективной работы администрации удалось собрать платежей в сумме 16,6 млн. рублей, не поступило в бюджет 5,9 млн. рублей. Не удалось собрать платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1,6 млн. рублей. В результате передачи проведения лесных аукционов в область район недополучил 4,5 млн. рублей. Часть указанных выпадающих доходов после проведения соответствующих консультаций была компенсирована областным Департаментом финансов. Необходимо отметить и отсутствие какого-либо строительства и работ в объёмах капитального ремонта муниципальных учреждений, жилого фонда, а также значительное снижение качества предоставления услуг населению в сфере ЖКУ и убыточность предприятий ЖКХ, недостаточное финансирование учреждений здравоохранения, образования, культуры и сельского хозяйства, существенное сокращение налоговых платежей в местный бюджет. Здесь надо отметить, что если нормативный дефицит бюджета от собственных доходов должен составлять не более 10 процентов, то к лету 2005 года получился несколько иной показатель. Что мы сделали для того, чтобы "разрулить" данную ситуацию? К концу 2005 года "закрыли" все защищённые статьи и решили вопросы по финансированию инвестиционных программ. Свели практически к нулю многолетние долги по лесным платежам (около 3 млн. рублей). Получили привлечённых средств в 2005 году - 7,6 млн. рублей при лимите лесного фонда в 80 тысяч кубометров (для справки в 2004 году получили 5,9 млн. рублей при лимите лесфонда 115 тысяч кубометров). И это при том, что цена на лесную продукцию значительно снизилась, а себестоимость её возросла. Эффективность получения средств в доход бюджета с 1 кубометра возросла в 1,7 раза.

На 1 января 2007 года кредиторская задолженность сокращена до 8 млн. рублей.

2005 год - это начало и подготовка муниципальных реформ, проводимых в соответствии с федеральным законом N 131 "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", которые пришлось, в силу разных причин, реализовывать в сжатые сроки.

В нашем муниципальном образовании была проведена большая организационная работа по его воплощению в жизнь.

В условиях недостаточного финансирования, за счёт средств бюджета района (при этом дополнительные расходы составили более 0,5 млн. рублей) проведены процедуры по ликвидации городской и сельских администраций, отдела социальной защиты населения, отдела культуры и искусства, РКДЦ, и в соответствии с областным законом на территории района была сформирована двухуровневая система территориального устройства: на первом уровне - город Шенкурск и 11 сельских поселений, на втором уровне - Шенкурский муниципальный район.

Организовано оформление документов по включению вновь образованных поселений района в Реестр муниципальных образований, все поселения получили Свидетельства.

Для координации действий поселений и района, выработки единых решений был создан и работает Совет глав, проведено уже 13 заседаний.

На 2006 год были подготовлены и заключены соглашения по передаче полномочий между районом и поселениями.

Привести поселения к самостоятельному формированию и исполнению бюджетов - это было и остаётся одной из главных задач.

Исполнение полномочий, предусмотренных законодательством и решение всех возможных задач в интересах жителей района требует, по нашим расчётам, бюджет в размере около 400 млн. рублей, а какой бюджет на этот год у нас, вы знаете.

Развитие территориального общественного самоуправления (ТОС) - ещё одно направление работы администрации. Данное движение зародилось в конце 90-х годов.

Первый ТОС был организован в д. Блудково, а первый проект "Романовка на Ваге" в областном конкурсе "Сельское развитие" получил финансовую поддержку. В настоящее время работает 10 ТОСов, финансовая поддержка которым составляет около 500 тысяч рублей. Движение ТОСов было поднято на высокую планку прежней администрацией и работа в этом направлении продолжается, хотя наших средств по обеспечению софинансирования явно недостаточно.

Реализация

приоритетных

национальных

проектов

ПНП "Развитие АПК"

Осуществляется на основе соглашений о государственной поддержке и сотрудничестве между областным департаментом АПК и МО "Шенкурский муниципальный район" с сельхозпроизводителями района. Два сельхозпредприятия ( КХ "Шеговары" и КХ "Росток") участвуют в проекте по ускоренному развитию животноводства и получили кредиты на сумму в 750 тысяч рублей, и 16 заёмщиков получили кредиты на развитие малых (личных) форм хозяйствования на общую сумму в 1240 тысяч рублей. В 2005 году сельхозпредприятиями получено субсидий в сумме 2571 тысяча рублей, а в 2006 году получено уже на общую сумму в 4146 тысяч рублей, в сравнении - увеличение на 1575 тысяч рублей. Поголовье крупного рогатого скота составляет 1966 голов, в сравнении с 2005 годом увеличилось на 85 голов, из них коров 846 голов - увеличение на 29. Производство молока за 2006 год составило 2381,9 тонны, что на 347,9 тонны больше к уровню 2004 года. Удой на одну фуражную корову составил 2826 кг, что выше показателя прошлого года, а за последние 5 лет увеличился в 2,5 раза. И эти цифры показывают нам, что сельское хозяйство в районе начинает восстанавливаться и развиваться.

Здесь необходимо отметить, что ещё недостаточно в полной мере отработаны вопросы кредитования и вовлечение в эту систему наших сельхозпроизводителей, но мы работаем над данной проблемой.

Продолжает район работать и над строительством жилья на селе. В 2005, 2006 годах у нас было по 2 застройщика индивидуальных жилых домов, а к 2007 году уже 9 новых застройщиков были включены в программу "Строительства жилья на селе", и нам выделены соответствующие средства из областного бюджета для исполнения данной программы.

ПНП "Здоровье"

По данному проекту дополнительные денежные выплаты получают 66 врачей, фельдшеров и медсестёр, общая сумма выплат составила 2294 тысячи рублей.

Продолжается оснащение диагностическим оборудованием ЦРБ, за эти годы поступило 2 аппарата ультразвуковой диагностики, 5 аппаратов электрокардиографа, 11 холодильников и 34 термоконтейнера, 3 автомобиля "скорой помощи" и лабораторный комплекс, 9 комплектов компьютерной техники на общую сумму 3576 тысяч рублей, из них средства муниципального бюджета - 1495 тысяч рублей. Приобретено оборудования на 531 тысячу рублей (по родовым сертификатам). Проведен ремонт 3-х ФАПов на сумму 866 тысяч рублей (по соглашению с норвежской стороной). Приобретён автомобиль "скорой помощи" на сумму 250 тысяч рублей (привлеченные средства) для МО "Верхопаденьгское".

Проведена реконструкция хирургического отделения ЦРБ, затраты составили 7 млн. рублей.

Достигнута договоренность с областным Департаментом здравоохранения о поставках оборудования и современной аппаратуры в родильное отделение и гинекологию на сумму около 2 млн. рублей, что должно существенно отразиться на качестве предоставления медицинских услуг.

ПНП "Образование"

2005 и 2006 годы стали знаковыми и для системы образования района.

Построена и функционирует новая школа на 80 учащихся в д. Никольской. Подготовлен проект строительства средней общеобразовательной школы на 200 учащихся в с. Шеговары, подготовлено и утверждено архитектурно-планировочное задание на строительство школы в с. Ровдино на 440 учащихся. Такого прецедента, когда одновременно планируется строительство 3-х общеобразовательных школ на территории одного района, в области нет.

В учебных заведениях района велось и продолжается приобретение школьного оборудования, презентационной техники, технического и спортивного инвентаря, учебной литературы и наглядных пособий, поставлено 53 комплекта компьютерной техники и многое другое. На эти цели затрачено: 4768 тысяч рублей из областного бюджета и 1399 тысяч рублей из муниципального бюджета.

Ряд школ подключены к спутниковой системе сети Интернет, и планируем в этом году подключить все школы района.

За счёт муниципального бюджета приобретены 1 автобус и 4 микроавтобуса для организации подвоза учащихся.

118 педагогических работников получают вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, общая сумма выплат составила 1821 тысячу рублей.

ПНП "Доступное жильё -

гражданам России"

К сожалению, реализация этого проекта очень затруднена и идет крайне медленно. Федеральная целевая программа "Жилище" условно отнесена к ПНП. Район вошёл в подпрограмму "Строительство социального жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда". Кроме того, разработана районная программа "Дом для молодой семьи".

Программа

социально-

экономического

развития района

2005 - 2006 годы

Вся деятельность была направлена на исполнение финансово-экономической политики и реализацию перспективных проектов Программы, повышение эффективности и результативности расходов, формированию чётких и понятных процедур разработки бюджета и социальных программ.

На 1 января 2005 года доходы бюджета составляли 171,3 млн. рублей, а к 1 января 2007 года доходы бюджета составили 228,7 млн. рублей, рост на 133,5 процента за счёт увеличения субвенций, субсидий, дотаций на 32,6 млн. рублей (124,8 процента), расходная часть бюджета за эти годы выросла на 134,8 процента , в том числе: на образование - на 147,5 процента, на здравоохранение - на 148,8 процента и на инвестиционные программы - на 470,8 процента.

На 1 января 2005 года органов управления в целом по району было 19, а на 1 января 2007 года уменьшилось на 3, численность муниципальных служащих в целом по району сократилась на 16 единиц, проводится ротация муниципальных служащих в сторону омоложения, так на 1 января 2005 г. средний возраст служащих был 45,6 года, а на 1 января 2007 г. составил 43,8 года. Проведена реорганизация бюджетных учреждений района с целью оптимизации структур управления и передачи полномочий на другой уровень бюджетной системы.

Численность постоянного населения района на 1 января 2005 года составляла 18300 человек, а на 1 января 2007 года - 17749 человек. Причин уменьшения численности населения несколько и одни из главных - это низкая рождаемость и отток трудоспособного населения района. Среднемесячная заработная плата по району увеличилась на 164,8 процента. (Справка: на 2005 - 4157 рублей, на 2006 - 6851 рубль).

Сфера управления муниципальным имуществом.

Общая сумма доходов в 2005 году была 1608,2 тысячи рублей, за 2006 год составила 1904,4 тысячи рублей, в сравнении - увеличение на 297,2 тысячи рублей. В рамках реализации муниципальной и областной инвестиционных программ подготовлена конкурсная документация и проведены три открытых конкурса на общую сумму 6,2 млн. рублей, при этом экономия бюджетных средств составила 0,54 млн. рублей. В 2006 году были созданы два предприятия МУП "Теплосервис" и МУП "Водоканал", что позволило перейти на упрощенную систему налогообложения и получить ежегодную экономию средств предприятий в размере более 2 млн. рублей.

В 2005 - 2006 годы проводилась работа с предприятиями района по социально- экономическому партнёрству, что позволило дополнительно привлечь средства на решение социальных вопросов по району.

Культура

и молодёжная политика

Приоритетным направлением этой деятельности является сохранение культурного наследия Шенкурского района, поддержка и развитие народных обрядов, промыслов и ремесел. В 2006 году был организован и проведен межрайонный фестиваль "Играй и пой душа Поважья" с участием народных артистов России, ансамблей "Скерцо", "Кореннушка", Шенкурского народного хора, многих других самодеятельных коллективов и жителей района. Всего в районе действует 101 клубное формирование по интересам, где занимается 919 человек.

В краеведческом музее был завершён капитальный ремонт. По социальной программе проведены капитальные и текущие ремонты в клубах района, косметический ремонт здания ДШИ N 18, приобретены: оргтехника (в РКДЦ), караоке и светомузыка (в Никольский ДК), музыкальные инструменты (в ДШИ N 18) и многое другое.

В 2005 году вошли в программу "Культура России", а в 2006 году - в социально- экономическую программу Архангельской области "Культура Русского Севера 2006- 2009".

На формирование библиотечного фонда Шенкурской ЦБС в 2005 году из средств муниципального бюджета было выделено 76 тысяч рублей, а в 2006 году - 126,8 тысяч рублей, увеличение - на 50 тысяч рублей.

В этом разделе представляю вашему вниманию наши хозяйственные дела.

Энергетика района представлена сетями системы "Архэнерго" и системой дизельных электростанций.

В целом система электролиний в районе находится в хорошем состоянии, и Шенкурский район по этому показателю занимает одно из первых мест в Архангельской области. Следует отметить, что у нас имеются бесхозные линии с подстанциями (в д. Никольской МО "Ровдинское", п. Красная Горка МО "Шеговарское" и др.), и мы вынуждены принимать эти объекты в муниципальную собственность. Но все эти объекты включены в областную программу энергосбережения, и по ним определены направления деятельности: на 1-м этапе создание проектно-сметной документации (ПСД), а затем строительство или капитальный ремонт и передача в систему "Архэнерго". Самое значительное событие произошло в начале 2006 года с пуском новой линии ВЛ - 10 кВ Шенкурск - Россохи протяженностью 40 км, которая в течение длительного времени находилась в аварийном состоянии и доставляла массу хлопот администрации и неудобств жителям поселений. Объём капиталовложений по объекту - 45 млн. рублей. Большую работу по оперативному решению вопросов, связанных со строительством линии, проделал КУМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом). ООО "Юмиж-лес" провело подготовку и очистку от леса всей полосы прохождения линии. Без решения этих вопросов инвестиции по данному проекту в район не поступили бы. Проектно-сметная документация (далее по тексту ПСД) по этой линии была подготовлена предыдущей администрацией района.

В 2005 году приобрели новую ДЭС (дизель-электростанцию) в Котажку мощностью 60 кВт/час (общая сумма затрат - 350 тысяч рублей), резервные электростанции в п. Уксора и д. Шахановка по 30 кВт/час. Вновь было построено 7 км электролиний. Обследованы и составлены схемы всех сетей дизстанций. Но в декабре 2005 года мы передали 6 ДЭС вместе с имуществом и сетями в ГУП "Архоблэнерго". Для населения посёлков и деревень результат от этой передачи пока выигрышный - увеличено время подачи электроэнергии, созданы достаточные запасы ГСМ, увеличена зарплата работников этих станций, продолжается работа по замене ветхих сетей и оборудования. В 2006 году закуплена и установлена новая электростанция мощностью 150 л.с. в МО "Верхоледское". В качестве резерв-ных приобретены и установлены дизель-генераторы в РКЦ, Никольской школе МО "Ровдинское" и филиале "Северо- Западного Телекома".

В 2007 году ГУП "Архобл-энерго" планирует полную замену сетей ВЛ-04 кВ в п.Клемушино, п. Кодема, в Котажке, и на 50 процентов в п. Уколок.

Связь

В начале 2006 года завершили монтаж и ввели в действие новую цифровую телефонную станцию в г. Шенкурске, с пуском которой увеличено количество каналов связи между сельскими АТС и городом, а также между районом и другими городами страны. Значительно повысилось качество связи, ликвидирована многолетняя очередь на установку телефонов, создан достаточный резерв для развития связи, в том числе и по доступу к сети Интернет. В 2005 году на территории района начал устойчиво работать оператор сотовой связи "МегаФон", а в 2006 году начал работу новый оператор сотовой связи "МТС". Задача администрации состояла в оказании помощи в решении организационных вопросов.

Дорожное строительство

В 2005 - 2006 годах продолжалась работа по обеспечению видимости проезда на дорогах района. На трассе М-8 и дорогах района филиал ФГУ ДЭП-211 ежегодно проводил большой объём строительных и ремонтно-восстановительных работ на сумму около 17 млн. рублей.

В 2006 году восстановлено асфальтовое покрытие участ-ка дороги Шенкурск - Наводово.

За счёт привлечения средств районной администрации выполнен капремонт и строительство мостовых переходов в Шереньге, в д. Максимовской (р. Паденьга), мост в д. Запаковской (р. Пуя), через р. Ледь и другие, всего 7 мостов. На трассе М-8 капитально отремонтированы все железобетонные мосты в пределах района.

В 2007 году планируется завершение капремонта моста через р. Суланду, строительство моста на р. Паденьга, включён в план капремонта мост на р. Педима, готовятся документы для включения в план ремонта моста на 57 км дороги на Шахановку. В границах поселений Шипуновская, Глубышевская, Петровская, Романовская, Семеновская и п. Шелашский запланированы работы по освещению трассы М-8.

Впервые дороги на территории района включены в областную программу инвестиций в объёме 2091 тысяча рублей на цели содержания, ремонта и обеспечения безопасности движения, доля софинансирования из бюджетов муниципальных образований составила 1801 тысячу рублей.

Сфера деятельности ЖКХ

Как вы знаете, вследствие неэффективного использования производственного потенциала финансовое и экономическое состояние предприятий ЖКХ на начало 2005 года было очень сложным, основное теплоснабжающее предприятие - МП "КиИС" находилось в режиме конкурсного управления, долги составляли более 2,8 млн. рублей. В связи с этим были выработаны основные направления деятельности - это оптимизация затрат предприятий и ресурсосбережения, выкуп имущества и организация нового предприятия, проведение сбалансированной тарифной политики и реконструкция объектов ЖКХ.

В 2005 году квартал энергетиков в г. Шенкурске был переведён на иную систему отопления, что позволило уйти от ежегодных убытков и получить экономию средств не менее 1 млн. рублей, при этом затраты на отопление для населения значительно снизились. В начале отопительного сезона был приобретён и установлен новый котёл, работающий на отходах лесопиления, в квартале СХТ мощностью 1 МВт. Сумма затрат составила более 0,7 млн. рублей, при этом ежегодная экономия составила 1,44 млн. рублей. Постоянно проводилось обследование объектов теплоснабжения, потребителей и выработка мероприятий, направленных на сокращение потерь тепла, воды, электроэнергии и других ресурсов. И здесь можно сказать, что результат от этой работы значительный, население в отопительные сезоны 2005-2006 и 2006-2007 годы чувствовало себя комфортно, хотя и происходили некоторые сбои в подаче тепла. Но эти сбои были кратковременны и не столь ощутимы. Жалоб от населения практически не поступало.

За счёт энергосберегающих мероприятий потребление электроэнергии в 2006 году уменьшилось на 56 тысяч кВт/часов по сравнению с 2005 годом.

В 2006 году на покрытие убытков теплоснабжающих предприятий района, дополнительно к средствам из районного бюджета в сумме 2,8 млн. рублей, добились выделения средств из областного бюджета в сумме 3,6 млн. рублей.

Приобретен и установлен новый котёл мощностью 1 МВт, работающий на опилках, в центральной квартальной котельной города. Ожидаемая экономия составит не менее 1,5 млн. рублей. Большая работа проведена по головным сооружениям водозабора - ремонт сетей водопровода, строительство нового накопительного колодца и здания с резервной ёмкостью для воды, затраты составили 1,4 млн. рублей.

В целом финансовое состояние предприятий ЖКХ остаётся еще сложным. В дальнейшем развитие этой отрасли будет определено Программой реконструкции ЖКХ на период до 2010 года. Главные направления - установка нового котельного оборудования, применение в сетях полимерных материалов и освоение местных видов топлива.

Достигнута договоренность с Комитетом по промышленности областного Собрания о включении нашего района в программу модернизации тепловых сетей и строительства центральных котельных мощностью 6 МВт в городе и в с. Ровдино 5 МВт, а также в Шеговарах и Шипуновской. Общая сумма затрат составит 85 млн. рублей.

Строительство

К сожалению, строительство в 2005 году не велось по ряду причин, основные из них - отсутствие проектно-сметной документации и финансирования. Последний ввод муниципального жилья был в конце 2004 года. Основные направления, над которыми работала администрация с 2005 года:

- окончание строительства школы в д. Никольской на 80 учащихся, объём инвестиций по объекту составил 9,2 млн. рублей и дополнительно на 2007 год - 1,7 млн. рублей;

- завершена привязка проекта Шеговарской школы на 200 учащихся, в 2007 году планируется начало строительства, объём инвестиций 10 млн. рублей и возможно дополнительно будет выделено ещё 10 млн. рублей, что позволит поставить новое здание под крышу, общая стоимость строительства объекта 80,2 млн. рублей;

- проводились работы по созданию проектно-сметной документации по Ровдинской школе на 440 учащихся. На 2007 год запланирована привязка типового проекта, для этого выделено 0,5 млн. рублей, а общая стоимость проекта оценивается в 350 млн. рублей;

- закончены работы по реконструкции хирургического и родильного отделений ЦРБ;

- в 2007 году планируется создание ПСД (проектно-сметной документации) на реконструкцию терапевтического отделения;

- по ПНП "Здоровье" необходимо подготовить помещение под новое рентгенооборудование;

- в 2006 году возобновлены работы по проекту строительства водоочистных сооружений "Струя", строительство основного здания и проектные работы, связанные с прохождением экспертиз (объём инвестиций 1,1 млн. рублей; на 2007 год выделен объём инвестиций для продолжения работ в объёме 3,7 млн. рублей; данный объект включён в областную программу реформирования ТЭК и ЖКХ);

- в 2007 году будет завершена корректировка ПСД по 18-квартирному дому по улице Ломоносова, в случае завершения экспертиз возможно выделение средств под начало строительства (общий объём финансирования - около 22,4 млн. рублей);

- в 2006 году проводилась привязка типовых проектов двух новых 12-квартирных домов для г. Шенкурска; строительство одного дома оценивается в 8,6 млн. рублей;

- рассматриваются варианты использования незавершённого строительства объектов (фундаменты) для возможного строительства жилья и социальных объектов.

Решение этих вопросов позволит разрядить обстановку по расселению жителей и сносу аварийного жилья в г. Шенкурске, а также привлечения в район на работу необходимых специалистов разных отраслей.

Программа обеспечения жильём участников Великой Отечественной войны в районе выполнена и завершена.

В списках программы "Дом для молодой семьи" - 2 участника, и впервые на эти цели в бюджете района на 2007 год выделена сумма 189 тысяч рублей и из областного и федерального - по 378 тысяч рублей.

Индивидуальное строительство жилья (вне программ):

- 2005 год - ввод жилья: 4 дома на селе и 4 дома в городе, общей площадью 1280 кв. метров;

- 2006 год - ввод жилья: 3 дома на селе и 5 домов в городе, общей площадью 989 кв. метров;

- на 2007 год определён план площадью не менее 1200 кв. метров.

На 2007 год администрация района впервые выделила средства на проведение капитального ремонта 3-х жилых домов в г. Шенкурске на общую сумму 1448 тысяч рублей (из привлечённых средств). Проблема по обеспечению жильём острая и не только по нашему району, а в государственном масштабе, и она решается нами по мере возможностей.

Отрадно, что в 2006 году начал производственную деятельность перерабатывающий завод в д. Чащинской, который обеспечил работой более 100 человек и дает поступление средств в муниципальный бюджет. В перспективе - инвестиции в реконструкцию производства ЧП Верюжского, что немаловажно для района.

Ведётся отвод участка и разработка проектно-сметной документации под строительство газозаправочной станции в д. Шипуновской, с вводом которой существенно снизится цена для потребителей газа.

Данным отчётом я осветил основные направления деятельности администрации района за истекший период и некоторые перспективы развития.

В завершение хочу сказать, что и у нас были некоторые ошибки в решении всевозможных вопросов в интересах жителей района, но полагаю, что нынешний коллектив администрации способен эффективно выполнить все те задачи, которые возложены на нас и истекают из реальной жизни.

А всем вам я желаю здоровья, успехов и благополучия. Берегите себя.

С уважением - Глава МО "Шенкурский муниципальный район" В.А. Минин.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага