Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
30 марта 2007 (13)
Краевед Михаил Бронский.

За Варлаамом или за Шишом ? -

потянется население нашего района в год 870-летия Шенкурска, в год юбилейного обретения мощей заступника и покровителя нашей земли преподобного Варлаама Важского. На это внимание читателей "Важского края" обращает наш внештатный автор Михаил Бронский.

Время бежит вперёд, не стоит на месте, проходят годы, десятилетия, века и то, что было совсем недавно, вскоре становится далёким прошлым. В круговороте жизненной суеты поколения людей сменяют друг друга. Анализируя прошлое в сравнении с настоящим, приходишь к мысли вернуться к вечным ценностям и, не повторяя ошибок, с надеждой отправиться вперёд по жизненному пути.

Патриотизм, любовь к Родине, к которым ныне слышны призывы власть предержащих, воспитываются на знании истории малой родины и уважительном, осмысленном отношении к тем нравственным ориентирам, которыми руководствовались люди, оставившие нам в наследство Святую Русь.

Наша Важская земля имеет свою богатую историю, сохраняющую великие сокровища, неоценимые никакими материальными богатствами. Со скорбью иногда можно услышать: "Да что у нас хорошего?" Так считают только те, кто не умеет любить никого и ничего, полагая смысл жизни в бесконечных утехах плоти.

В нынешнем 2007 году исполняется 450, по одним источникам, по другим 455 лет со дня обретения мощей преподобного Варлаама Важского чудотворца, в миру - новгородского посадника Василия Степановича. Благодаря газете "Важский край", рассказывающей об ежегодном паломничестве к Варлаамьеву колодчику, совершаемом 2 июля, нет, пожалуй, ни одного жителя Шенкурского района не слышавшего о человеке, имя которого носит этот святой источник.

Впервые я услышал о преподобном Варлааме Важском будучи учеником начальной школы из уст экскурсовода Шенкурского краеведческого музея. Чему была посвящена экскурсия, помнится не очень. Рассказывали о городе, показывали макеты храмов, пушку, потом подвели к небольшой иконе, на которой был изображён человек с бородой в довольно странной по нынешним меркам одежде. Не знаю почему, но из всего рассказа женщины-экскурсовода навсегда в памяти запечатлелось только то, что тело святого Варлаама спустя почти сотню лет после смерти было обретено нетленным. Почему запомнилось только это? Видимо, детское впечатление было поражено явным чудом, ощущением необычного, осознанием нарушения законов естества.

Тело обычного человека, находясь полвека в земле, полностью истлевает, поэтому в больших городах, где на кладбище не хватает места, через пятьдесят лет разрешают погребать усопших на месте прежних захоронений. Совсем другое происходит с телами православных святых. Законы тления на них не действуют, и такие останки называют мощами. Чаще всего "своё" забирает земля и остаются косточки, но иногда остаются и мягкие ткани плоти, из которых будто бы выпарили влагу.

Для примера приведу преподобного Александра Свирского, когда его мощи при втором обретении обследовали под рентгеном в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Врачи были поражены, что у преподобного целы все внутренние органы, подвижны суставы, цвет кожи, как у живого человека, будто из тела просто испарилась вода, как при сублимационной* сушке. При этом температура тела Александра Свирского всегда 36,7 градуса по Цельсию, как у живого здорового человека.

В отличие от смердящих трупов обычных людей мощи угодников Божиих иногда источают миро, с благоуханием которого не могут соперничать никакие парфюмерные композиции, причём, бывает истечение мира в таком количестве, которое превосходит массу самих мощей. Наблюдается это у святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского и многих других святых.

Благой Бог являет нетленные останки Своих угодников для свидетельства истинности православия и для проповеди покаяния, когда оскудевает вера и благочестие, когда грех превозносится, как добродетель, когда отвращаются люди от Истины и обращаются ко лжи, пороку, тленным прелестям видимого мира.

Промыслом Божиим 450(455) лет назад при большом стечении народа, пришедшим в обитель Иоанна Богослова на день памяти преподобного Варлаама, были явлены его святые мощи. Произошло это так. В тот год уровень воды в Ваге был намного больше обычного. По этой причине река подмыла гору, на которой стояла обитель, основанная блаженным Варлаамом, и в результате огромная часть берега обрушилась в воду, а вместе с ней и множество открывшихся останков тел умерших. Обрушение земли произошло под самую церковь, построенную руками преподобного, возле стен которой и покоилось его святое тело.

Когда это произошло, игумен с братией, со всем христианским народом торжественно со свечами и псалмопением перенесли гроб с телом преподобного на другое место - к алтарю новой Иоанно - Богословской церкви. При этом все присутствующие стали свидетелями, что не только тела преподобного, но и гроба, и риз его ничуть не коснулось тление.

Прославив Бога, так прославляющего святых Своих, многие сомневающиеся в святости преподобного Варлаама и считавшие его одним из простых смертных, получили ещё одно доказательство ошибочности своего мнения. Рядом с могилой Варлаама были обретены и тоже перенесены останки монаха, похороненного здесь за год до происшедшего. При этом тело его и гроб совершенно истлели, а "ино же всё червьми снедено". Тело же преподобного пролежало в земле 95 лет и при этом имело вид только что почившего человека.

Столь необычное явление нетленных мощей преподобного Варлаама не оставило сомнений в его святости, а почитание его, как великого угодника Божия, чудотворца, дерзновенного предстателя перед Богом, заступника и ходатая, молитвенника о живущих на грешной земле распространилось по всему Заволочскому краю, а позже по всей территории Холмогорской и Важской епархии. Об этом свидетельствуют многие путешественники и исследователи Русского Севера.

Жители Шенкурского уезда, почитавшие святого Варлаама и воспитывавшие на его примере своих детей, имели более крепкие нравственные устои, чем это можно было наблюдать в других местностях России. Об этом пишет А. Григорович в предисловии к житию преподобного, изданному в конце 19 века: "Божественный Промысел в лице святого угодника своего и поныне хранит тамошнее население, по преимуществу крестьянское, от того нравственного растления и всякого рода пороков, чем страдает это население в других местностях России. Крестьяне той местности несравненно вообще честнее и порядочнее в своем быту, чем крестьяне других местностей, семейные нравы у них чище и устойчивее: положительно честны: воровства у них почти не слышно, конокрадство им не известно. Договоры они исполняют строго, к страннику и дорожному, слабому и беспомощному великодушны в истинно-христианском смысле, трудолюбивы и самоотверженны по примеру своего незабвенного святого учителя и подвижника любви преподобного Варлаама".

Действительно, как свидетельствуют исторические факты, никто так не заботился о Важском крае, никто не вкладывал столько сил и средств для его развития и процветания, как посадник Василий Степанович. После принятия пострига с именем Варлаам, бывший посадник не переставал помогать бедным и обездоленным и даже после своего успения строго велел исполнять данную им заповедь: кормить досыта всех приходящих в обитель и по их отшествии вдоволь давать того, кто в чём имеет нужду: одному хлеба печеного, другому зерна для посева.

Поэтому неудивительно, что особо почитали и любили святого Варлаама простые люди - крестьяне, чья жизнь была сопряжена со многими трудностями и лишениями, и которым, кроме себя, можно было надеяться только на Бога и Его святых.

Известно, что в Иоанно - Богословской обители велась книга, куда записывались всевозможные случаи чудотворений по молитвам к преподобному. Какова её судьба - неизвестно. В житии Варлаама Важского, изданном в 1893 году, приведены лишь около двух десятков случаев исцелений. В действительности их было во много раз больше, совершаются они и в наши дни. Господь подаёт помощь всем обращающимся к Его угоднику по сказанному в Святом Писании: "Просите, и дастся вам".

В советские годы о значении преподобного Варлаама для Шенкурского края говорили только историки и краеведы. Может быть по этой причине один из богатейших и развитых уездов Архангельской губернии до революции ныне находится как в совершенно не завидном экономическом положении, так и бедственном нравственном состоянии.

Василий Степанович был сыном достойным подражания, почитавшим своих родителей и уважавшим старших. Имея высокое достоинство от рождения, он не превозносился над сверстниками из низших сословий, относясь ко всем одинаково кротко и с любовью. Занимал положение потомственного посадника, но дом его был открыт для нищих, сирых и вдовиц. Будучи отцом десятерых детей, он, в первую очередь, спешил помочь неимущим, утешить страждущих, защитить слабых и обиженных. Благодаря предкам преподобного в Заволочье появилось хлебопашество. Сам же посадник Василий более всех сродников своих потрудился для развития милого его сердцу края.

Заботясь о духовно-нравственном состоянии населения, он не жалел средств на просвещение и устройство храмов. Хотя и не сохранились церкви, воздвигнутые чаяниями преподобного, но на их местах до сих пор стоят храмовые сооружения в деревнях Усть-Пуе, Ледском Погосте, Химаневе, Смотроковке.

Знаменательная дата 450 (455) лет со дня обретения мощей Варлаама Важского Шенкурского чудотворца имеет значение не столько для православно верующих людей, а, как видно из сказанного, и для всех жителей нашего района, поскольку невозможно найти более достойного примера для подражания и воспитания, чем преподобный, воплотивший в своей жизни всевозможные добродетели по отношению к Богу, Родине, семье и ближним.

В связи с вышеизложенным хочется обратить внимание общественности, администрации МО "Шенкурский муниципальный район" на это событие, а организаторам готовящегося юбилея города Шенкурска не выдумывать брендов типа "Шенкурск - родина Шиша** Шишовича", а обратиться к образу исторически значимой личности преподобного Варлаама, возлюбившего Важский край так, что отказавшись от высокого положения посадника Великого Новограда, посвятил всецело себя бескорыстному служению жителям Заволочского края.

* при сублимационной сушке вода испаряется, а объём остаётся прежним, не происходит сжимания, сморщивания предмета.

** шишом, шишками, шишиморой в разных областях России называли нечистую силу, бесов, чертей, иногда других лукавых духов (см. Толковый словарь В.Даля).

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага