Важский край
16 февраля 2007 (7)
Светлана Плотицына,
"Здоровье - это серьёзно"
22 января в Шенкурске состоялись малые педагогические чтения для работников
дошкольных учреждений. Такая форма выявления, представления, обобщения и
распространения эффективного педагогического опыта впервые была использована год
назад, в январе 2006 года, и получила высокую оценку всех участников чтений.
Тема педагогических чтений 2007 года "Здоровье - это серьёзно" выбрана
неслучайно, ведь происходящие в России кардинальные экономические, политические,
социокультурные изменения привели к значительному ухудшению условий жизни детей.
Причины этого многообразны. Не последнюю роль здесь играют фактор семьи и фактор
образовательного учреждения: насколько они способны с самого раннего возраста
создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния,
обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности, обладающей чувством
собственного достоинства.
Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к
здоровому образу жизни руководству детского сада необходимо направлять
деятельность педагогического коллектива и обеспечивать взаимосвязь в работе
специалистов и воспитателей.
На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог дошкольного учреждения был
грамотен в вопросах сохранения здоровья. Педагог, работающий с детьми до-
школьного возраста, должен иметь также и специальные знания, касающиеся здоровья
детей, и практические навыки здорового образа жизни.
С дошкольного возраста детям надо прививать умение разбираться в особенностях
своего организма и привычку к здоровому образу жизни, сохраняющему здоровье, а
не разрушающему его. Степень грамотности педагогов ДОУ в вопросах здоровья
определяет в дальнейшем уровень воспитанности детей, умение адаптироваться к
условиям жизни, их стремление к познанию самих себя.
В работе педагогических чтений приняло участие 20 педагогов из 9 дошкольных
учреждений. Все выступления были поделены по содержанию на три блока.
В первом блоке " Как воспитать здорового ребёнка" Е.В. Чернозёмова, заведующая
МДОУ N 1 "Ваганочка", поделилась опытом создания программы детского сада
"Воспитание здорового, физически развитого дошкольника", воспитатели Е.А. Быкова
( МДОУ N 3 "Сказка") и Л.А. Софронова (Устьпаденьгский детсад) раскрыли вопрос
адаптации детей в саду, являющийся всегда актуальным. Заведующая Наводовским
детским садом О.Н. Ферина представила опыт своего детского сада о зависимости
здоровья детей от употребления в пищу овощей "Овощи и здоровье детей".
Наводовский детский сад имеет высокие показатели по выполнению норм питания
дошкольников. Не секрет, что в детских садах Шенкурского района не выполняются
нормы питания детей дошкольного возраста: дошкольники недополучают творога,
молока, сметаны, яиц, мяса, рыбы, овощей, фруктов. Зато в избытке крупяные и
макаронные изделия, картофель, сахар, кондитерские изделия, соль, чай.
Во втором блоке "Физкультурно-оздоровительная деятельность в условиях детского
сада. Профилактика болезней" С.В. Попова, старшая медсестра МДОУ N 1
"Ваганочка", познакомила коллег с тем, как в детском саду работают по
оздоровлению малышей, тема её выступления "Здоровье без лекарств".
В 2006 году на спонсорские деньги в "Ваганочке" были приобретены люстра
Чижевского и ингалятор, которые широко используются в оздоровительных
мероприятиях.
Воспитатель Шеговарского детского сада О.А. Колпакова рассказала, как
использует в своей работе систему оздоровительных мероприятий в ясельной
возрастной группе, её выступление называлось "Движение плюс движение", а
воспитатель Верхопаденьгского детского сада Т.И. Лисицына рассказала о
профилактике детской нервозности и поделилась своим опытом по данной проблеме.
В третьем блоке "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" воспитатели МДОУ "Сказка"
Е.Н. Дегтярёва и О.Н. Лодыгина поделились своими наработками по программе
М.Картушиной "Зелёный огонёк здоровья" и "Уроки Мойдодыра" или как научить
старших дошкольников беречь своё здоровье.
Т.В. Гашева, воспитатель МДОУ N 1 "Ваганочка", в этом учебном году начала
использовать в своей работе в подготовительной группе игры немецкого психолога
Клауса Фопеля и с увлечением рассказала и показала несколько игр из этой серии.
Игры Фопеля способствуют осознанию своего тела и своего "Я" и направлены на
развитие зрения, слуха, координации движений, а также способствуют сплочению
коллектива. Книги этого автора называются "Привет, глазки!", "Привет, ушки!",
"Привет, ножки!" и заключительная книга "С головы до пят".
Поразила всех присутствующих воспитатель Шеговарского детского сада Н.А.
Шахматова своей любовью к фотографированию, которым увлекается очень давно, и в
своём выступлении "Мини-туризм в фотостендах "Живая природа круглый год"
рассказала и показала в большом количестве фотогазеты, как она организует
походы и прогулки с детьми по экологическим тропам, как она воспитывает
выносливость в детях, ведь в старшей группе она с детьми зачастую совершает 2-
3-километровые прогулки на природу.
На малых педагогических чтениях работники ДОУ получили определённый опыт по
использованию разных форм физического воспитания, по приобщению всех участников
педагогического процесса к здоровому образу жизни, но обозначились и основные
проблемы.
В нашем районе средний показатель заболеваемости на 1 ребёнка в год составил
20,7 дня. Он выше, чем областной показатель. Это значит, что наши дети болеют
часто. Всем, родителям и работникам ДОУ надо больше заниматься профилактикой
заболеваний и укреплением здоровья малышей. Сейчас совсем редко слышно слово
"закаливание", а оно ведь очень важно для растущего организма. В детских садах
очень помолодело поколение родителей, зачастую они не читают и не выписывают
журналы и газеты, где публикуются статьи о воспитании и работе с детьми.
Некоторые родители и учли бы в работе с детьми советы специалистов, а прочесть
им негде. В детских садах в уголках для родителей встречаются советы родителям,
а ведь у нас в районе 248 дошкольников вообще не посещают детский сад по причине
отсутствия оных в населённых пунктах, по причине отсутствия денежных средств у
родителей или отсутствия мест в детских садах.
Поэтому хочется обратиться, в первую очередь, к нашим медицинским работникам с
просьбой восполнить этот просветительский пробел, а также просим откликнуться
тех родителей, кто занимался укреплением здоровья детей и получил положительный
опыт.
Проблема, обозначенная на педчтениях, ещё и в том, что только в 5 из 12 детских
садов есть медицинские работники, а ведь, в первую очередь, они должны следить
за сбалансированностью питания до-школьников, заниматься укреплением здоровья
малышей. Получается, что экономим мы на детях.
Хочется закончить эту заметку словами великого педагога В.А. Сухомлинского:"
:Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы".
Светлана Плотицына,
ведущий специалист РОО.
© Важский край