Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
1 декабря 2006 (48)
Валентина Павловская.

Приём в ПУ-44 сокращается до ста человек

Второй год Шенкурское ПУ-44 финансируется из областного бюджета. Каким образом отразился на жизнедеятельности училища переход с федерального на областное финансирование? Ощущается ли при проведении набора влияние демографической ситуации, если учесть, что в начале 90-х годов в нашем районе отмечалась низкая рождаемость? О сегодняшнем положении дел и ближайшей перспективе ПУ-44 мы беседуем с его директором В.Н. Смирновым.

- Мы перешли на областное финансирование с 1 января 2005 года, и разница, конечно, стала заметна, - уточняет Владимир Николаевич. - Сейчас у нас определены два пути получения средств. Выделяются деньги по смете на содержание училища, а в дополнение начала действовать принятая на 2006-2008 годы областная программа развития начального профессионального образования, которая нацелена на улучшение условий для подготовки рабочих кадров.

- Давайте уточним по финансам: разница заметна в увеличении или сокращении бюджетных средств для училища?

- Финансирование на содержание училища урезано. Те училища - три в Северодвинске и одно в Коряжме, что остались на федеральном обеспечении, живут значительно лучше. По 2006 году проблемы у нас возникают с фондом оплаты труда. Согласно положению к тарифному фонду предусматривается надтарифный - 25 процентов на все виды доплат и премии. Но эти средства мы получаем не в полном объеме, поэтому премию в течение трёх кварталов выплачивали один раз и то в урезанном виде. Доплаты пока сохранили, но с 1 января 2007 года финансирование будет идти по новой системе - нормативное на одного учащегося.

- Чем больше принимаете абитуриентов, тем лучше? Или количество не имеет значения?

- Раньше мы принимали ежегодно 185 человек, в прошлом году - 150. В этом году набрали 144 и план не выполнили, не хватило одного человека. В следующем году план приёма для нас уже определен - 100 человек. Число учащихся сократится, значит, неизбежно сокращение и среди работников училища. Мы набирали пять учебных групп от 25 до 30 человек в каждой. Сейчас будут введены строгие ограничения: в каждой группе должно быть не больше 25 учеников. Отбор при приёме должен стать более жестким, чтобы исключать отсев при обучении. От числа учащихся зависит и размер фонда оплаты труда. К примеру, на одного мастера нагрузка от 12 до 15 человек, и если в группе будет меньше 24 человек, то вторая ставка мастера уже не положена.

- Почему вас ограничивают при следующем приёме строго планом в сто человек, а если желающих и способных учиться здесь ребят будет намного больше?

- Насколько я владею информацией, мы сами не вправе изменить установленную нам свыше цифру планового приёма. Да, наше училище принимало и по 185 ребят. Но сегодня мы испытываем последствия низкой рождаемости конца 80-х начала 90-х годов, и в стране демографическая ситуация резко ухудшилась. Мы ведём анализ выпусков в 9 классах наших школ. Нынешний учебный год, по моим сведениям, будут заканчивать 225 девятиклассников, из них 125 планируют идти в десятый класс. Значит, остальные выберут училища и техникумы. Из анализа прошлых лет примерно 75 процентов из остальных поступают в училище. Значит, ориентироваться мы можем примерно на 75 девятиклассников школ района. План приёма - сто первокурсников, даже до этого количества потребуется привлекать ребят из других районов. Привлекаем сирот. В этом году у нас учатся 53 сироты, в том числе 12 сирот на выпускном третьем курсе. Значит, мы сможем принять тоже только 12 сирот, в первую очередь, из Ровдинского детского дома, из нашей коррекционной школы.

- Владимир Николаевич, при сокращении приёма сохранятся ли все специальности, по которым ведется сегодня подготовка кадров?

- Мы пока не знаем, какие учебные группы сохранятся. Поэтому в середине ноября я написал ходатайство в районный отдел образования с просьбой провести экспресс- опрос среди выпускников девятых классов, чтобы узнать, кто из них собирается поступать в наше училище и на какие профессии. В начале декабря я должен передать в Архангельск сведения - по каким профессиям мы будем готовить в следующем учебном году. Вероятнее всего, одна из групп, скорее всего для девочек, будет закрыта. Последние два года мы не можем скомплектовать полные группы для обучения девушек. Видимо, придется ввести чередование: один год набирать в группу продавцов, на следующий год - группу поваров-кондитеров.

Уменьшение числа учащихся и финансирования неизбежно повлечет сокращение среди педагогов и мастеров. Приведу пример. Чтобы училище в 2007 году нормально существовало, выполняя все показатели и объемы подготовки кадров, смета расходов должна быть в сумме - 23 миллиона 304 тысячи рублей. Нам выделено 16 миллионов 400 тысяч. Мы посчитали, и выходит, что на заработную плату можем потратить вместо 8 миллионов только 6 миллионов 752 тысячи. Но в то же время, увеличиваются расходы на питание учащихся: если мы кормим детей-сирот на 60 рублей, в следующем году предусмотрено 75 рублей в сутки, для проживающих в общежитии сумма на питание повышается с 35 до 40 рублей. Стипендия учащихся вырастет с 238 до 289 рублей, у сирот с 357 до 433 рублей. Но по этим кодам денег тоже не хватает, мы закладываем в смету 85 процентов от потребности.

- Недостаток бюджетных средств училище может пополнить за счёт собственных доходов, заработать сами?

- Собственные доходы пойдут на пополнение за-трат по коммунальным услугам. Мы зарабатываем, но у нас высока себестоимость оказываемых услуг. Курсовая платная подготовка водителей категорий В, С для училища составляет около 15 тысяч, мы же берём плату 13 300, потому что платёжеспособность населения нашего района низкая. Сложности есть. Мы готовим специалистов по ускоренному курсу в течение 1-3 месяцев, готовим продавцов, водителей. Из-за малочисленности жителей района сложно набрать полные платные группы - только водителей на легковой или только на грузовой автомобиль, приходится комбинировать, чтобы и стоимость обучения сделать пониже.

- Для ПУ-44 нашлось место в областной программе развития начального профессионального обучения?

- Конечно, только благодаря данной программе наше училище в этом году получило три автомобиля - два "УАЗика" и "МАЗ"-самосвал, трактор "МТЗ 82.1". Должны поступить автомобиль "ГАЗ-3609" (цистерна), трактор трелёвочный ТЛТ-100А, оборудование в мастерские для деревообработки и наглядные пособия для подготовки будущих строителей на 250 тысяч, оборудование для подготовки по профессии лесовод на 300 тысяч, оборудование для столовой на 150 тысяч рублей (мебель, плита, картофелечистка).

В следующем году мы планируем сделать ремонт общежития для девушек, на что обещают выделить 700 тысяч рублей, на обновление мебели там мы сделали заявку на 200 тысяч. Есть надежда, что со следующего года в национальный приоритетный проект "Образование" будут включены также учебные заведения начального и среднего профессионального образования и предусмотрены для них средства из федерального бюджета.

- Вы анализируете, насколько востребованы на рынке труда района ваши выпускники, те профессии, по которым вы обучаете?

- Чтобы проще нашим выпускникам было трудоустроиться, мы давно практикуем многопрофильную подготовку. К примеру, для сельского хозяйства мы готовим специалистов с набором сразу нескольких специальностей: тракторист трёх категорий - легкие колёсные, тяжелые колёсные, гусеничные тракторы, он же водитель грузовика, получает еще и профессию сварщика ручной сварки. В группе лесоводов дополнительно получают профессию водителя грузового автомобиля (а также легкового автомобиля для тех, кто хорошо учится), тракториста колесного и гусеничного трактора.

При необходимости мы сами корректируем программы обучения. Так, в программе для подготовки строителей (мастер столярно-плиточных и паркетных работ) исключили специальность каменщика, а ввели столяра-станочника деревообрабатывающих станков. Надеемся, что на средства по целевой программе мы сможем приобрести ленточную пилораму. Мы передали заявку в МО "Шенкурский муниципальный район" на выделение училищу лесфонда - делянки на 1500 кубометров. Если у нас будет своя древесина, то и процесс практического обучения сможем организовать, связав воедино лесосеку, пилораму, станочный цех, и от переработки леса получить дополнительный доход. Из опыта знаем, что, к сожалению, крайне сложно нашим учащимся устроиться на производственную практику на предприятия.

После окончания училища при желании можно продолжить образование, чему мы способствуем. У ПУ-44 есть соглашение с Архангельским аграрным техникумом. Хорошие контакты с Архангельским лесотехническим колледжем, где ежегодно 5-6 наших выпускников-лесоводов готовы принимать по собеседованию, без экзаменов, и учить по ускоренному курсу на один год меньше. Я считаю, что профучилище является хорошим стартом в получении профессии. Лично я в свое время тоже окончил училище, затем институт. По такому же пути прошли несколько педагогов ПУ-44.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага