Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
10 ноября 2006 (45)
Валентина Павловская.

В поисках экспонатов

музейные работники провели экспедицию

В Шенкурском районном краеведческом музее фонд предметов и документов насчитывает более 21 тысячи единиц хранения, в том числе более 16 тысяч находятся в основном фонде. Ежегодно он пополняется в среднем на 400 единиц.

В июле нынешнего года в течение недели работники Шенкурского краеведческого музея Л.Е. Князева, С.Н. Кузнецова, К.И. Дунаева и сотрудник Архангельского областного краеведческого музея С.А. Согрина побывали в экспедиции по нашему району. Рассказать об этих поездках и встречах мы попросили директора музея Л.Е. Князеву.

- Лариса Евгеньевна, каковы особенности данной экспедиции?

- Она была выборочной. Мы обследовали не весь куст деревень одной выбранной нами территории, а всего лишь 1-2 деревени. Мы побывали в Котажке, Верховье, Ивлевской Верхоледского сельсовета, в Нижней и Верхней Золотилове Ямскогорского сельсовета, в федорогорских деревнях Афёрово и Аршутино и в шахановских - Монастырской и Заберезовской. Экспедиция историко-этнографическая. Работали мы по заранее определенным темам. В первую очередь нас интересовало смолокурение, а также культурные и архитектурные памятники, промыслы крестьян: земледелие, пастьба, обработка льна, пряжи и т.д, традиционный крестьянский костюм - мужская, детская, покосная одежда и, конечно же, свадебный костюм, лоскутное шитье, роспись крестьянской утвари - прялки, двери, шкафы, деревенские праздники с их традициями и обрядами. Продолжается сбор материалов о Великой Отечественной войне, поэтому, посещая деревни, мы встречались и беседовали с ветеранами войны.

Следует отметить, что сбор велся целенаправленно под краеведческую экспозицию, под запланированные выставки и с целью дальнейшего пополнения уже ранее скомплектованных коллекций. По смолокурению мы хотели отыскать тот перечень орудий труда и различных приспособлений, который отсутствует в нашей коллекции, для максимально полного отражения этого промысла в экспозиции. Ещё была у нас возможность сфотографировать печи-смолокурки, хоть и поросли они мхом, побеседовать с людьми, которые нам их показали, давали пояснения.

- Как вас встречали жители деревень? Что исторически ценное удалось собрать?

- Встречали по-разному. Некоторые - настороженно, кто-то даже не захотел с нами общаться. Но мы понимаем, почему такое восприятие: потому что нередко в наших деревнях появляются заезжие сборщики и скупщики старины, мошенники, которые представляются работниками музеев, просто обманщики. И все же, в целом, впечатления от встреч во время экспедиции у нас остались замечательные, в большинстве своем у нас живут открытые, приветливые, добросердечные люди, которые с пониманием относятся к работе музейных сотрудников.

Очень нам помогла жительница Котажки Любовь Сергеевна Макарова, многое рассказав о подсочке. Её родители - Анна Ивановна и Сергей Михайлович Семушины, были вздымщиками, а папа ещё и бондарем, поэтому Любовь Сергеевна в подробностях знает весь процесс. Более того, она помнит, где размещались смолокуренные печи, где они сохранились хотя бы частично.

С большим уважением и пониманием отнеслись к нашим расспросам Раиса Степановна и Вениамин Яковлевич Ежовы в Верхней Золотилове. Они гостеприимные хозяева и интересные собеседники, многое нам поведали об истории дома, в котором живут, о судьбах своих родных. Интересна и, вместе с тем, трагична судьба родственников Вениамина Яковлевича, в частности, его дяди Ивана Ивановича Поромова (1865 года рождения). Иван Иванович до 1905 года жил в Петербурге, был столяром, имел специальное образование, занимался ремонтом церквей. Из Золотиловы к нему в Петербург приезжали два брата Павел Иванович и Никифор Иванович, все вместе они участвовали в покрытии сусальным золотом куполов Исаакиевского собора. Находясь в Петербурге, И.И. Поромов заказал построить дом в Золотилове, предположительно в 1907 году он переезжает сюда жить. Его единственная дочь после революции 1917 года уехала жить за границу. Он же со своей женой Акулиной Ивановной остался в деревне. В годы становления Советской власти начались сильные притеснения в отношении этой семьи. Жизнь Ивана Ивановича закончилась трагически.

И таких встреч, бесед у нас было много. Мы признательны всем, кто помог нам в этой экспедиции, участвовал в сборе материалов, поделился с нами своими воспоминаниями, а в отдельных случаях вещественными материалами, люди передавали в дар музею свои памятные вещи. Это всегда для нас бесценно и приятно, когда люди понимают всё, что делает музей и ради чего всё это. Ведь рано или поздно нас не будет, а вещи, документы, фото будут говорить о своих хозяевах.

- Лариса Евгеньевна, а как будут использованы музеем в своей работе собранные в ходе экспедиции материалы и вещи?

- Очень часто люди неправильно понимают и считают, что если что-то передали в музей, то значит, они тут же увидят свои предметы среди экспонатов в музейных залах. Это почти невозможно. Ежегодно в фонды принимается в среднем 400 новых единиц хранения, бывает даже до 900 предметов, документов. Всё просто невозможно выставить сиюминутно. То, что мы приняли, войдёт в ближайшие выставки, либо будет использовано в перспективе, либо будет ждать своего часа для представления посетителям.

- Вы сказали, что практически все собранные в поездке по деревням вещи были подарены музею их владельцами. Есть ли возможность покупать наиболее исторически ценные предметы?

- Отдельные, редкие предметы музей готов приобрести, если есть необходимость в пополнении коллекции. Но на экспедиции выделяются небольшие суммы, естественно, ограниченность в средствах позволяет нам покупать только действительно редкие вещи, каких нет в музейных фондах. Есть и такие предметы, которые представляют интерес для музея, хотя подобные здесь уже имеются. Такие мы с большой благодарностью принимаем в дар. Тут важно понимание от каждого человека, с которым мы встречаемся. Если он захочет увековечить память о своих предках и готов это сделать безвозмездно, мы искренне это приветствуем, гарантируя сохранность и полезное служение подаренных предметов. Иногда такие вещи продаются хозяевами коллекционерам или приезжим скупщикам. Но это - право и выбор владельца, только жаль, что вещи исчезают в неизвестности, вывозятся из нашего района и память, история, заключенная в этой вещи, для нас просто утрачиваются.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага