Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
10 ноября 2006 (45)
Николай Романовский.

"Вера рождается в сердце!"

В шенкурском храме Святых Зосимы и Савватия Соловецких мне приходилось бывать не раз, но в тот вечер я шёл туда с особым волнением: предстояла встреча с настоятелем храма отцом Олегом, который не так давно стал духовным пастырем шенкурян.

Батюшка принял меня после водосвятного молебна. Наша беседа шла долго; думаю то, что было сказано отцом Олегом, будет интересным и полезным и для наших читателей.

- Батюшка, давайте начнём нашу беседу с Вашей мирской биографии.

- Родился я в Архангельске, в семье рабочих, каких обычно называют "трудягами". Отец родом с посёлка Каменки Мезенского района, мать - с Вельского района, п/о Смольянец. С 16-месячного возраста каждое лето я проводил в деревне, на родине мамы. Один только раз ездил в пионерлагерь, ещё раз в Ялту и в Алушту - этого хватило, чтобы понять: на Севере, в деревне у нас лучше.

Учился я в обычной школе, закончил 8 классов, поступил в "Архангельский электротехникум связи" (ныне "Колледж коммуникаций"), в 19 лет пошёл в армию, служил в Калуге (полгода "учебки"), потом в Баку. Вернулся, работал по специальности. Стал посещать церковь с 1995 года, пел и читал на клиросе (голос у меня оказался хороший, как у матери и тётки). Четыре с половиной года, каждое воскресенье посещал дом ветеранов, где была часовенка в честь целителей и бессребреников Косьмы и Дамиана, вёл там беседы о православии.

В 2003 году мы купили домик в деревне Зачачье (Холмогорский район), чтобы выезжать с детьми на лето. В то время там был действующий православный приход при двух храмах: святого великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца. Я входил в состав приходского совета, пел на клиросе, выезжал с батюшкой по району. С 2001 года я со всей, естественно, своей семьёй стал прихожанином Свято-Ильинского Кафедрального Собора в Архангельске, помогал там на службах, алтарничал, пономарил, пел и читал. Через некоторое время наш Владыка преосвященнейший Тихон епископ Архангельский и Холмогорский благословил: мол, пора выбирать. 5 мая этого года я уволился с работы, вскоре был рукоположен в дьяконы, а потом и в священники в г. Шенкурск (по церковным канонам священник рукополагается на определённый престол - это своего рода распределение).

- Наверное, такое решение далось не сразу?

- Да. Всё в нашей жизни происходит по воле Божей, но выбор всегда необходимо делать человеку самому. У меня всё-таки большая семья, в Архангельске имелась трёхкомнатная квартира, я занимал руководящую должность на хорошей работе - был начальником центрального кабельного участка "Артелекома", отвечал за кабельные линии связи в центре города Архангельска, города Новодвинска, и частично в Приморском районе. К моему православному мировоззрению на работе относились с пониманием.

Мне было уже 36 лет. Вообще, возраст после 33 лет считается периодом, когда человек становится духовно зрелым, завершается становление его личности, поэтому в древнем Израиле только на четвёртом десятке можно было стать священником. Видимо, и я как раз достиг такого рубежа и Слава Богу!

- Каковы были Ваши первые впечатления о Шенкурске, о его жителях?

- Мне неоднократно приходилось на пути между Вельском и Архангельском проезжать Шенкурский район, и каждый раз чувствовалось - как будто что-то роднит меня с этой землёй. В самом Шенкурске был два раза, давно (тогда ещё паром ходил), да и то мельком. Так что, когда ехал, мало что о Шенкурске знал. Настораживало то, что узнал: в годы революции здесь был центр гонения на христиан. (Как сказал один мой знакомый батюшка: "Уж лучше бы спивались"!). Но, приехав в Шенкурск, я не заметил на душах жителей отпечатков тех событий. Это хорошо.

Чем больше здесь живу, тем больше мне здесь нравится.

- С чего Вы начали свою деятельность на посту духовного пастыря шенкурян?

- Начал заниматься сразу всем: служить, вникал в хозяйственные дела, занимался церковной лавкой - а то людям даже простой крестик или иконку трудно, а то и вообще невозможно было приобрести. Верующие со всего района приглашали послужить - за месяц объехал почти весь район, не бывал пока только в Верхоледке и в Верхопаденьге. В Смотроковке было явлено чудо: один из местных жителей сфотографировал меня, а потом показывал снимок, на котором рядом со мной заметен силуэт преподобного Варлаама Важского. Что тут можно сказать? Бог с нами, а это Варлаамовы земли и даже если на снимке просто игра теней, я уверен, что когда мы молились в его (Варлаамовой) часовне, конечно, он был с нами, так как он хозяин важских земель.

С Божьей помощью, заботами моих предшественников и прихожанами начат ремонт храма - сделан купол, отремонтированы полы. Это надо продолжать, чтобы основное помещение храма стало пригодным для службы. Сейчас, сами знаете, есть много, что надо исправить. Службы идут на втором этаже - пожилым людям тяжело подниматься. А взять отпевание усопших? Летом я отпевал на могилах: ведь как понесёшь гроб по крутой лестнице на второй этаж? А воскресные литургии взять, праздничные службы - люди стоят уже в коридоре, так как в самом помещении стоять очень тесно и душно.

У одного нашего прихожанина есть столярная мастерская - делает нам ящички для сбора пожертвований. Их будем ставить по магазинам, собирать пожертвования на продолжение ремонта храма. К весне надо бы перекрыть всю кровлю на крыше. Будем штукатурить стены - 8 тонн извёстки для этого уже загашено. Я считаю, что для ремонта надо нанимать профессионалов, чтобы работы были сделаны качественно. Ну а для этого потребуется немало средств.

У меня есть полная уверенность, что всё у нас получится, надо только молиться! Всё от Господа зависит. Как говорится в псалмах Давида: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие". То есть: сколько бы ты ни трудился, без благословения Господа ничего не получится! В Суланде на открытии новой школы я говорил: строили её много лет, и пока Господь не проявил милость, стройка не закончилась. Можно начать какое-то дело и все деньги в него вложить, и всё зря. Как строили Вавилонскую башню - всем миром собрались, а толку?

- Сейчас при храме продолжаются занятия в воскресной школе для детей, начались такие занятия и для взрослых.

- Да, занятия проходят каждое воскресенье. Для детей они начинаются после литургии с чаепития, а в конце занятий ребята просят покормить их супом: нравится им быть вместе и даже из храма уходить не хочется, в планах - открыть кружок рисования, вышивки. Для взрослых занятия в воскресной школе в 16 часов. Я твёрдо уверен в необходимости православного образования. Как-то по телевизору смотрел процесс над руководителем одной из сект Грабовым, который якобы мог воскрешать мёртвых - естественно, за большие деньги. До чего мы дошли! Ни один мало-мальски религиозно образованный человек, посещающий православную церковь, никогда бы этому Грабовому не поверил. В школе пока не допускают православного образования, а надо бы, хотя бы в форме факультатива. Мне кажется, что это враги России сознательно хотят разрушить её духовную основу. Взять хотя бы, к примеру, евреев или мусульман: все дети довольно углублённо в школе учатся своей вере, и в таких странах нет места ни каким Грабовым и т. д. А у нас - религиозное образование расценивают, как "нарушение прав человека".

Когда я ещё работал в Архангельске, однажды один из моих друзей рассказал, как какой-то раз ночью к нему на улице подошёл оборванный, грязный человек, от которого вдобавок пахло вином, сказал, что он дьякон в соборе и попросил денег на храм. Друг дал ему денег. Я ему тогда сказал: "Ты сам-то подумай: какой это может быть дьякон - в 2 часа ночи да ещё в таком виде"?! У многих людей отсутствуют даже элементарные знания о православии, её культуре. Вот и получается, что они верят разным сектантам. Взять того же Виссариона: человек смотрит видеокассету (причём всего один раз!!!), после этого продаёт всё, берёт деньги, семью и едет невесть куда к этому Виссариону. Это что, нормально? А после этого мы ещё кричим, что нам не надо православного образования! Я и прихожанам говорю: побольше читайте о православии, спрашивайте. Особенно это касается детей, которые ещё больше восприимчивы к воздействию внешних факторов, и многие из этих факторов оказывают на них негативное влияние. Поэтому необходимо, чтобы дети уже в детстве имели доступ к истинным ценностям. Воскресная школа как раз и призвана им в этом помочь.

- Вместе с Вами в Шенкурск приехала и Ваша семья. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Имя моей супруги очень похоже на моё: я - Олег Владимирович, она - Ольга Владимировна. У нас в семье одни сыновья: Владимиру 13 лет, Савве - 8 , Луке - 6 лет, Кириллу - 2 года. 27 января этого года у нас родился пятый сын, сам Владыка благословил назвать его Тихоном. Мы надеялись на девочку, но так решил Господь. Правда, Владыка благословил не останавливаться на достигнутом.

Вот такая у нас семья. Матушка взяла на себя подвиг привезти детей сюда, заниматься с ними. Живём мы в двухкомнатной квартире. Но меня дома почти не бывает - всё в храме. Много дел.

- Батюшка, Вы очень занятой человек. Но всё же, чем Вы любите заниматься, если выпадает свободное время?

- Такого времени у меня практически нет, хотелось бы побольше уделять внимание книгам, это очень надо - так как и священнику нужно постоянно образовываться. Святитель Игнатий Брянчанинов ещё в 18 веке говорил о том, что православному человеку необходимо просто зачитываться православной литературой . Недавно специалисты из фирмы "Comtec" помогли настроить Интернет - там есть православные сайты с массой очень необходимой информации.

Я автомобилист со стажем, поэтому есть необходимость заняться машиной, но, опять же, нехватка времени, да и руки надо содержать в чистоте. Мечтаю съездить на рыбалку - один прихожанин зовёт. А ещё радуюсь, когда удаётся семью свозить в баню - моим детям это очень нравится.

- Церкви и храмы (в том числе и наш) обычно посещают люди, принявшие православную веру. А можно ли прийти сюда некрещёному человеку?

- Некрещёный человек не может приступать к таинствам, за него не молятся и не ставят свечи в церкви. Но в храм он прийти может. Зайдя в храм, ему надо три раза перекреститься, совершить поясной поклон, подойти к иконе в центре, два раза перекреститься и поклониться поцеловать икону и перекреститься в третий раз. Далее можно помолиться, поставить свечку (но только за крещёных). На литургии в определённый момент священник или дьякон возглашает: "Оглашенные, изыдите!" - в этот момент некрещёным желательно выйти. Правда, оглашенные - это не только некрещеные люди, но и, например, крещённые, но находящиеся под епитимьей. Мужчина в храме должен быть без головного убора, женщина - в платочке и в юбке.

- Батюшка, может ли принять крещение человек, считающий, что он ещё духовно не готов к этому?

- Можно. Ведь любая душа по своей природе - христианка. Остальное зависит от самого человека. Если он решил прийти к вере - пусть принимает крещение, но уже после этого он должен жить в определённых рамках. Пусть он тупо, но молится, пусть с виду глупо, но стоит на службе в храме и за такое усердие Господь ему воздаст. Ведь вера - она рождается не от ума, а от сердца. Да и как определить уровень духовной готовности к принятию православия? Первые христиане легко шли на смерть, потому что видели Господа "духовными глазами". В "Ветхом завете" пророки говорили: "Мы шли, и Святой Дух был с нами", - многие ли из нас достигали такой вершины прозрения? А Иоанн Кронштадтский не начинал без этого служения Божественной литургии. Но бывали моменты и у меня - Господь всегда даёт возможность почувствовать свою благодать. Если младенца взять за руку - он пойдёт, отпустить руку - он упадёт, заревёт, но будет помнить, что с поддержкой может ходить. Такую поддержку и являет для нас, периодически, Господь.

Есть, конечно, люди, которые приняли крещение по причинам, весьма далёким от веры (допустим, исходя из политических соображений, или из-за моды). Господь им судья, только он видит душу человека. А может в глубине души и они тоже верующие? Приходилось читать книгу про отца Арсения. Он был в сталинском лагере, перенёс много лишений, отчаялся и возроптал: "Господи, один я тут верующий остался!" А Господь ему ответил: "Как ты смеешь так думать!" и показал Арсению, что и у остальных узников лагеря внутри горит огонёк веры - у кого больше, у кого меньше.

Допустим, говорят, что при Советском Союзе многие священники сотрудничали с КГБ, но забывают об обратном влиянии, сколько сотрудников КГБ стали глубоко верующими людьми и даже священниками.

Не важно, кем ты был, кто ты есть - важно, кем ты будешь, приняв крещение. Это очень важный шаг, но каждый в силах его сделать. Раньше человек готовился к таинству крещения по году и более, теперь такого нет. К тому же, возможно, чем больше ты будешь готовиться к крещению, то, возможно, ты больше и больше будешь видеть, что не готов к крещению или сомневаться. Мы возвращаемся к тому, с чего начали: если у человека пока нет понимания веры, но есть воля прийти к Господу, пусть крестится.

Нет ничего более красивого, возвышенного, близкого к Богу, нежели человек. Есть у семинаристов такая шуточная загадка: "Может ли Господь создать камень, который сам не сможет поднять?" Может, и он уже его создал. Этот камень - человек. Господь не сможет поднять и приблизить к себе человека, если человек этого не захочет сам!

Когда я жил в Архангельске и был прихожанином Свято-Троицкого храма, один мой друг - глубоко верующий человек, сказал мне о вере чётко: "Ты или с Богом, или с сатаной. Третьего не дано!" Я выбор сделал. Дай Бог, чтобы все люди его сделали, и выбор тот оказался правильным! Господь и жизнь человеку даёт, чтобы тот сделал выбор сам.

- Будем надеяться на это. Спасибо, батюшка, за интересную и содержательную беседу!

- Спаси Бог!

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага