Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
27 октября 2006 (43)
Тамара Куклина.

Там, где сливаются реки

Весь 2006 год в нашей Ровдинской библиотеке шла активная накопительная работа по поиску новых краеведческих материалов. Она велась по следующим направлениям: общие сведения о нашем важском крае, персоналии земляков, легенды и предания нашего края.

В библиотеке было создано две группы клуба "Краевед" - взрослая и детская. Для них в краеведческом уголке библиотеки проводились занятия "Северная изба. Домашняя и хозяйственная утварь", "Развитие промышленности и сельского хозяйства в с.Ровдино", "История пожелтевшего снимка" (по материалам альбома "Ровдинчане в боях за Родину"), "Православные обычаи и праздники важского края", "Легенды и были древних чудинов".

Также были организованы пешие и велосипедные походы по родному краю. Мы побывали там, где сливаются реки Вага и Пуя, искали Усть-Пуйский могильник (памятник чудских захоронений в 10-13 веках), посетили церковный комплекс в Усть-Пуе: церкви Рождества Богородицы и Рождества Христова, построенные во второй половине 18 века, и церковный амбар (конец 19 века). По пути осмотрели также место бывшей смолокурни и кузницы.

География поиска значительно расширилась. Этим летом сбылась моя давняя мечта: я побывала в Великом Новгороде, чтобы своими глазами увидеть этот древний город и новгородцев, предприимчивые предки которых много веков назад пришли в наши края. Почти 300 лет наша земля входила в состав Новгородской республики. Но - обо всём по порядку.

Усть-Пуйский могильник

"По-устному преданию первые поселенцы Усть-Пуи были чудского происхождения, - пишет в книге "Заволоцкая чудь", изданной в 1869 году. П.С.Ефименко. - Они жили в пещерах, хоронили покойников с частью их богатства на кладбищах, расположенных на берегах рек и в курганах". Ещё в 19 веке на берегах реки Пуи можно было обнаружить такие кладбища чудинов. Сейчас они весьма немногочисленны. Среди памятников местного чудского населения отмечен Усть-Пуйский могильник (из книги Овсянникова О.В. "Средневековые города архангельского Севера", 1992 г.).

Да, знали древние чудины, где поселиться. Места чудные, необыкновенно красивые. С одной стороны - река Пуя, с другой - Вага. В месте, где сливаются эти реки - буруны воды с "гребешком", как в море. А ещё здесь, на р.Пуе, есть местечко, называемое местными жителями "Перебор" - вода камушки перебирает. Речное пространство просматривается очень далеко. Здесь, в Усть-Пуе, всегда была пристань, в советские времена - сплавной участок, стояли и торговые склады, поскольку именно сюда во время разлива Ваги завозили на баржах товары на целый год.

С этого берега Пуи хорошо виден мыс соснового бора под названием "Кобылиха", где и находится чудское захоронение. Перейти бы речку вброд, да вода холодная. Делаем круг в 15 километров и - мы на противоположном берегу. Если это - рукотворные курганы, то, действительно, они были у чуди очень высокие. В 70-е годы прошлого века здесь, говорят, работала вологодская археологическая экспедиция. В чудском захоронении были обнаружены предметы обихода древней чуди. Вот опять необычайно интересная тема для более глубокого исследования.

Предания старины далёкой

В нашей округе есть ещё одно изумительное и загадочное место, связанное с древними чудинами - это их торжище близ Серебряницы. О нём до сих пор у местных жителей ходит много легенд и преданий. "Колдовское место" - говорят мои современники. "Пойдёшь туда за волнухами или брусникой - обязательно заплутаешь, как будто "нечистый" "водит", - передаёт слова отца А.Н.Рудаков. "Бывало такое, бывало, - подтверждают Л.Н.Шпанова и В.Н.Шпанов. Ходила и я туда за волнухами с уроженкой тех мест А.И.Колыбиной. По дороге она рассказывала мне о белой лошади и белом козлёнке с золотыми рожками, которые появляются там по ночам перед каким-нибудь грозным событием.

А в 50-х годах прошлого столетия в старой заводи на Пуе под Серебряницей рыбаки видели щуку метра три длиной, она уже вся мохом и ракушками обросла. Высказывается также предположение, что это, может быть, была не щука, а белуха, которая будто бы заходит раз в 3-4 года в наши речки (в том числе и в Пую) вслед за сёмгой, которая стремится сюда на нерест. А белуха как раз ею и питается.

Много было у древних чудинов разных поверий. Да и само это племя считалось колдовским: бросят, говорят, они платье на воду и переплывут на нём реку. До прихода новгородцев поклонялась чудь своим деревянным или каменным идолам.

Церковный комплекс

в Усть-Пуе

Приходили новгородцы сюда ватагами и семьями, укрепляли связи с местными жителями, строили жилища и храмы. Обычно во вновь осваиваемом районе они ставили крест - "памятное место", а затем уже часовенку или церковь (Булатов В.Н. "Русский Север", т.2-3).

Образованный в здешних краях церковный приход получил название Устьпуйского. В 1604 году здесь стоял Богородицерождественский храм, но в 1619 году "литовские люди" разрушили его. В 1795 году в Усть-Пуе уже окончательно была устроена церковь Рождества Богородицы. В 1832 году в ней устроили 5-ярусный иконостас. В 1827, 1855 и 1892 годах в церкви проводились ремонты. В последний раз это делалось на средства приходского крестьянина Фёдора Дегтярёва, пожертвовавшего 200 рублей ("Короткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии", 1895 г.). Эта церковь хорошо сохранилась. Мы побывали на втором её этаже. Всё основательно, добротно, ещё видно, где был алтарь. Доски на потолке толщиной 5 сантиметров, доска к доске, на них ещё одна такая же доска - "нащельница". И что самое удивительное - до сих пор сохранился особый церковный запах!

С моста через реку Керменьгу хорошо видна другая красавица-церковь с колокольней. Именно по этой колокольне мы предположили, что это и есть церковь Рождества Христова. Брёвна, нетронутые гнилью, лежат на тёсаных, плотно пригнанных друг к другу белых камнях, между которыми нельзя просунуть даже иголку. Вот мастера какие раньше были! Видны и гвозди с большими шляпками, серьёзные, четырёхгранные.

Церковь закрыта на ключ - она под присмотром, слава Богу! Я поинтересовалась в администрации МО "Ровдинское", у кого же ключи? Там ответили - у В.Д.Гмызина. Стали люди понимать, что церкви - это народное достояние, памятники отечественной архитектуры!

Про эту церковь местные жители также рассказали несколько историй. Когда во время весеннего разлива топило всю деревню Усть-Пую (Болкачевскую), пятачок, где располагалась церковь, не затопляло и туда, на этот пятачок, загоняли скот. Жители деревни Тушевской, находящейся на противоположном берегу Ваги, по виду церковного купола определяли, какая погода будет на следующий день: если купол сливался с лесом по линии горизонта и его не было видно - то будет дождь, а если купол возвышался над лесом - то ожидалась ясная, хорошая погода. Купол этот нарядный, узорный начал рушиться с северной стороны.

"Все подвластно времени, кроме людской памяти, - подчеркнула Ирина Леонидовна Золотарёва, участница нашей поисковой группы, уроженка этих мест, а ныне - учитель физики и математики в Калининградской области. И добавила, что когда-то её бабушка по отцу, Леониду Петровичу, рассказывала им, детям, о местечке под названием "Красный Столб", недалеко от их родной деревни Марково. Здесь в 18 веке местные жители встречали царя-реформатора Петра Первого. Хотелось бы найти документальное подтверждение этому историческому факту. Вот ещё одна тема для изучения!

Хочется от всей души поблагодарить всех своих земляков, местных и приезжих, кто содействует сбору информации о родном крае, например, уроженку деревни Стуковской, бывшую учительницу в с.Черевково Красноборского района Тамару Тимофеевну Ложкину, которая дополнила скудные сведения о своём деде, бывшем директоре Ровдинской средней школы Якове Ивановиче Заборском. Многие поездки по Усть-Пуе этого года и прошлых лет состоялись благодаря братьям Золотарёвым. С их семьёй я знакома давно. Мать Антонину Георгиевну Золотарёву, бывшего директора Усть-Пуйской школы, знают и помнят жители нашего района. Один из братьев, Виктор Леонидович, мой одноклассник, военный лётчик, ныне - подполковник в отставке. Андрей Леонидович - врач областной больницы в Великом Новгороде. Именно он пригласил меня посетить этот древний город и согласился быть нашим гидом в течение пяти незабываемых дней. Но об этом - в следующем материале.

Тамара Куклина.

Ровдинский краевед. Фото из архива автора и Николая Романовского.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

Краска для волос Indola

Купить профессиональную краску для Волос по супер ценам. Интернет магазин

prof-hair.ru

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага