Важский край
13 октября 2006 (41)
Светлана Соболева.
Девочки - налево, мальчики - направо
Из-за протёкшей крыши депутаты вынуждены были занять места в зале заседаний
районной администрации по разные стороны друг от друга. Только депутат Захарова,
которая в некоторых местах повестки дня делала ценные замечания, сидела впереди
депутатов-мужчин: справа от центрального прохода. 29 сентября в Шенкурске прошла
шестая сессия Собрания депутатов МО "Шенкурский муниципальный район".
Кто бы мог подумать, что одним из самых страстных вопросов сессии окажется
обсуждение повестки дня! А главным закопёрщиком стал депутат В. Д. Ботыгин,
заявивший, что на его комиссии повестка дня не рассматривалась, и что она
(повестка) должна быть менее насыщенной: почти двадцать вопросов предлагалось
рассмотреть за несколько часов народным избранникам. Тридцать минут длилась
словесная перепалка между депутатом Ботыгиным и, несколько раздосадованной от
такой неожиданной задержки в работе сессии, председателем Собрания Н.И.
Ботыгиной. В результате повестку дня было решено принять за основу. С
предложением "не нагнетать страсти", а дать Владиславу Дмитриевичу письменный
ответ по всем интересующим его вопросам воззвал к собравшимся депутат В.В.
Поженский. После этого сессия плавно вошла в свою колею.
Первым отстрелялся перед депутатами председатель комитета по финансам и
экономике МО "Шенкурский район" С.Н. Лукошков. Послушать его было довольно
познавательно. С прошлого года в районе ведётся реестр всех бюджетных расходов.
Формируется он на несколько лет: факт предыдущего года, план текущего и прогноз
на три следующих. Своего рода финансовая "пятилетка", ведь уже с 2009 года мы
выйдем на перспективное финансирование, а это, согласитесь, некая стабильность.
Отчитался Сергей Николаевич и об исполнении бюджета района за первое полугодие
2006 года. Собственных доходов у нас около 15 миллионов, а безвозмездных
поступлений из областного бюджета почти 85 миллионов. Не выполнен план по
земельному налогу (по закону население платит его после налогового периода: за
этот год только - в 2007), едва перевалили за половину и сборы по штрафным
санкциям. "Может, нарушителей стало меньше, - прокомментировал сей факт Сергей
Николаевич. - А вообще со следующего года дохода от штрафов будет ещё меньше,
так как штрафы за нарушение лесного законодательства полностью переходят в РФ".
Расходование средств резервного фонда главы на сессии не оглашались. А вот
социальная политика исполнения шестимесячного муниципального бюджета носит
несколько ангажированный характер: на пенсионное обеспечение муниципальных
служащих затрачено 266 тысяч рублей; на адресную целевую помощь малообеспеченным
гражданам - 10 тысяч рублей.
Как заверила председатель планово-бюджетной комиссии Н.И. Захарова, до конца
года бюджет МО "Шенкурский район" корректироваться больше не будет. Спланирован
он реально, и надо постараться его исполнить. Изменения могут коснуться только
бюджетной классификации. С рядом этих изменений тут же ознакомил депутатов
Сергей Лукошков. Прежде всего, Сергей Николаевич предложил увеличить годовое
содержание высшего должностного лица субъекта РФ на миллион 612 тысяч рублей,
уменьшив при этом на миллион 204 тысячи функционирование местных администраций.
"В итоге, - сообщил докладчик, - функционирование главы МО будет 2 миллиона 400
тысяч".
По судебному акту в отношении администрации МО "Сюмское" - за
несанкционированный ремонт здания сельской администрации - с графы "Обслуживание
государственного и муниципального долга" будет снято 154 тысячи рублей. Вообще-
то деньги предназначались на другие цели, но в связи с появившимся соглашением с
областным бюджетом о рассрочке платежа по кредиту, районному бюджету всё же
пришлось нести субсидиарную ответственность за действия бывшего главы МО
"Сюмское".
Среди наиболее общественно значимых изменений внутри бюджета по кодам
бюджетной классификации - перемещение средств на целевую статью "Региональные
целевые программы" в размере 319 тысяч рублей, из которых 119 тысяч пойдёт на
компьютеризацию школ и по 100 тысяч - на приобретение спортинвентаря и ремонт
спортзала в Наводовской школе. Переместить средства было важно, так как ровно
столько же денег (319 тысяч) будет выделено на эти же цели из областного
бюджета. Совершенно непонятно, зачем понадобилось переносить расходы (50 тысяч
рублей) на поддержку районного совета ветеранов, общества инвалидов и адресную
социальную помощь с одного подраздела "Социальной политики" на другой:
социальное обеспечение населения. Объяснения по этому поводу не давалось.
Не рискнули депутаты заменить подушевую дотацию из областного фонда финансовой
поддержки муниципальных районов на дополнительный норматив отчислений от налога
на доходы физических лиц, хотя депутат Нина Захарова и призывала лучше
посчитать, предполагая, что от перехода на дополнительный норматив от НДФЛ
доходная часть бюджета возрастёт. Вообще-то перейти на него можно будет и в
следующем году. Рассудив так, народные избранники перешли к очередному пункту
повестки дня.
Активнее всех выступал на сессии депутат В. Д. Ботыгин. Когда депутатам
предстояло рассмотреть вопросы о перечне объектов муниципального имущества и о
прогнозном плане его приватизации, Владислав Дмитриевич поинтересовался, почему
на сессии по этому вопросу не выступает начальник комитета по управлению
муниципальным имуществом А.Л. Третьяков: "Что за неуважение к депутатам? Мухин-
то (заместитель главы района по инфраструктуре - С.С.) везде сам выступает, ни
на кого из своих специалистов не ссылается!"
Только после пояснения С.Н. Лукошкова о том, что Ираида Ивановна
Семакова исполняет обязанности начальника КУМИ, она начала говорить. Очень долго
обсуждали собравшиеся "со стеной или без стены, часть здания или часть помещения
котельной" разрешить приватизировать генеральному директору ООО "Реал" А.Ю.
Маковецкому из п.Шёлашский. В приватизированной части здания котельной
предприниматель (он же депутат районного Собрания) обязался содержать пожарную
машину. По приватизации в течение 2007 года муниципального унитарного
предприятия пищекомбинат "Шенкурский" никаких особых вопросов не возникло.
Производство хлеба и хлебобулочных изделий не относится к компетенции органов
местного самоуправления, поэтому приватизации пищекомбината дали зелёную
улицу.
Далее за аббревиатуру "и.о." пришлось объясняться с депутатом Ботыгиным Елене
Олеговне Будиловой, и она скрывать не стала, всенародно заявив, что с 1 октября
назначена распоряжением В.А. Минина начальником юридического отдела МО
"Шенкурский район". Юрист обратилась к депутатам с шестью вопросами. Во-первых,
с законодательной инициативой в областное Собрание о разграничении объектов
муниципальной собственности между районом и МО "Верхопаденьгское",
"Верхоледское", "Устьпаденьгское". Затем, отдельно голосуя за каждое поселение,
сессия одобрила передачу земельных полномочий от района территориям: с некоторым
преимуществом МО "Шенкурское", которому, помимо всего прочего, разрешено
проводить торги по земельным участкам, оформлять их выкуп и заключать договора
аренды.
Законодательно народные избранники вновь подтвердили своим решением гарантии и
компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета МО
"Шенкурский район". Речь идёт, прежде всего, об оплате раз в два года проезда к
месту отдыха для бюджетников. Мэр Шенкурска В.В. Красильников тут же
озаботился, на какие средства он будет выполнять социальные гарантии
землеустроителям. Юрист Будилова успокоила: "У нас с вами будут возникать
межбюджетные отношения, в которые мы будем закладывать эти расходы". Со всем
профсоюзным пылом поддержала Елену Олеговну спикер шенкурской думы Н.И.
Ботыгина: "Кто платит зарплату, тот и оплачивает проезд! Увеличение средств на
эти расходы должно быть спланировано заранее, уже сейчас - на следующий год. Это
- полное право работников, всё здесь по закону!"
Ряд изменений и дополнений внесли депутаты в Положение об администрации МО
"Шенкурский район". По этому Положению, муниципальные служащие не могут быть
депутатами Собрания депутатов. Депутат Шелаевский сразу же поинтересовался
законностью депутатства городского главы. Тут же юрист Будилова напомнила, что
подобные изменения вносятся в Положение об администрации района. Председатель
Собрания Н.И. Ботыгина уточнила, что к тем, кто был избран в депутаты до 1
февраля 2006 года, эти дополнения не относятся. Наконец, сам мэр и депутат
Красильников внёс третью "поправку", что он вообще-то не муниципальный
служащий, а выборное должностное лицо. Сколько всё-таки юридического внимания
требуется в депутатской работе!
Заканчивала своё выступление на сессии без пяти минут начальник юридического
отдела МО "Шенкурский район" предложением признать утратившим силу решение
сессии 1997 года "Об утверждении правил содержания собак и кошек в Шенкурском
районе". Причина банальна - у МО "Шенкурский район" нет теперь межселенных
земель, а значит, правила выгула и учёта домашних питомцев будет разрабатывать и
утверждать каждое поселение самостоятельно.
Пока в стадии рассмотрения и согласований с прокуратурой района находится вопрос
об утверждении тарифов на ремонт санитарно-технического, отопительного и иного
оборудования жилых домов, производственных зданий и помещений социально-
культурной сферы. По словам заместителя главы по инфраструктуре С. Н. Мухина,
который выступал на сессии по данному вопросу, законодательство РФ рассматривает
каждый отдельный объект, где есть инженерные коммуникации, как единое целое. То
есть в тариф на содержание жилого фонда работы по обслуживанию внутренних
инженерных сетей и так должны входить.
- Мы сделали разграничение балансовой принадлежности инженерных сетей по МУП
"Водоканал", МУП "Теплосервис" и МП "ЖЭХ", - пояснил Сергей Николаевич. - Есть
то, что не входит в тариф на содержание и ремонт жилого фонда (например,
установка унитаза или мойки на кухне - С.С.). Предлагаемые на рассмотрение
депутатов тарифы рассчитаны исходя из действующих тарифных ставок по оплате
труда и нормативов времени.
Скажем прямо, депутаты настороженно восприняли информацию от Сергея Николаевича.
По предварительным оценкам, тариф для населения может увеличиться до 22
процентов. Хотя, наверное, речь идёт о разовой оплате за предоставленную услугу.
Вернуться к рассмотрению тарифов народным избранникам предстоит на следующей
сессии. Сейчас администрация района ведёт переписку с прокуратурой, пытаясь
обосновать необходимость выполнения внутренних инженерных работ на платной
основе. Аргументы таковы: в 2006 году МУП "Водоканал" и МУП "Теплосервис" за
счёт собственных средств выполнили промывку тепловых сетей в 10 домах, в трёх
домах заменили отопительные приборы, в трёх домах отремонтировали внутренние
сети водоснабжения.
Короче, за все эти работы предлагается теперь платить населению. Может, и не в
тему, но кстати была реплика депутата Нины Захаровой: "А какие расценки
применялись для "Струи"? Неужели на водозабор на берегу ушло 800 тысяч рублей.
Такую избушку можно и за 300 тысяч построить". Камнем на могиле МП "ЖЭХ" назвал
рост тарифов за жильё депутат Валерий Красильников. Годовой оборот предприятия,
включая зарплату и налоги - 2 миллиона рублей, а долги населения за услуги около
миллиона 800 тысяч. Не хотят граждане платить, а ремонтировать крышу и трубы
хотят.
Одним из последних вопросов, вынесенных в повестку дня сессии, была
законодательная инициатива депутата А.С. Заседателевой "О контроле за
распределением лимитов лесосечного фонда, выделенного МО "Шенкурский район".
Похоже, сомневался в необходимости принятия данного решения сессии только
ровдинский депутат А.Ф. Пестов. "Зачем нам это надо знать? - вопрошал он
коллег. - "Если мы это не будем контролировать, не знаю, чем вообще мы тут будем
заниматься!" - парировала Анна Сергеевна.
- Вопрос этот для района - больной, - расставил точки над "i" председатель
депутатской комиссии по законодательству В.В. Поженский. - Ведь это - деньги,
причём, деньги, неучтённые в бюджете. А какие там деньги крутятся, и в каком
количестве, никто не знает. Замечу также, что контроль за исполнением органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий
по решению вопросов местного значения относится к исключительной компетенции
представительного органа местного самоуправления.
- Лимиты лесосечного фонда МО "Шенкурский район" сейчас больше или меньше? -
спросил депутат Владислав Ботыгин. - И подозреваете ли вы администрацию в чём-то
нелегальном? Отчётность в администрации есть, но её не хотят предоставить!
- А раньше-то такие отчёты были по лесу? - задала прямой вопрос председатель
Собрания Н.И. Ботыгина.
- Раньше таких отчётов на сессиях не было, - подтвердила Н.И. Захарова.
В общем, элемент игры со сменой ведущих ролей явно прослеживается в районном
законодательном собрании. Депутаты нынешнего созыва, после уточнений Н.И.
Захаровой, приняли довольно жёсткое решение о контроле за распределением лимитов
лесосечного фонда. Теперь информация о распределении лимитов с обоснованием
потребностей каждого лесопользователя, а также о использовании данных лимитов
будет ежеквартально заслушиваться в районном Собрании. Кроме того, использование
годового лимита лесосечного фонда с расшифровкой об его использовании каждым
лесопользователем будет рассматриваться одновременно с утверждением отчёта об
исполнении бюджета за истекший год. Решение своевременное: лес, выданный
муниципалитету, должен работать на социальную сферу данного муниципалитета.
© Важский край