Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
6 октября 2006 (40)
Валентина Павловская.

Оценка по заслугам

Так считают коллеги Натальи Николаевны Дрочневой, которая стала победителем в областном конкурсе лучших учителей образовательных учреждений и обладателем именного президентского гранта. Вручение премий состоялось в канун Международного дня учителя в Архангельске.

В Шенкурской средней школе уже двадцатый учебный год Наталья Николаевна преподает русский язык и литературу. В этих стенах она когда-то была Наташей Смолиной, одной из лучших учениц, секретарем школьной комсомольской организации. Её учителя уверяют, что и тогда у Натальи Николаевны проявлялся характер человека серьезного, вдумчивого, надёжного, открытого, тактичного, целеустремленного. Она хорошо училась, замечательно читала стихи, играла на гитаре и пела, её уважали сверстники. После окончания Архангельского пединститута она решила вернуться в Шенкурск.

- Она всю себя отдает школе, не жалея ни времени, ни душевных сил. Наталья Николаевна просто находка для современной школы! Слагаемые её успеха - это отличные способности плюс величайшее трудолюбие, помноженное на желание работать и человечность, - это мнение педагогов.

- Она умеет учить и на уроке так рассказывает, что хочется прочитать это произведение. С ней интересно и обо всём можно серьезно поговорить, - это мнение учеников.

- Она хорошая учительница, справедливая. Она особенная. Мы ей доверяем, - это мнение родителей.

Круговорот школьного дня захватывает с первым звонком, задающим ритм чередования уроков и переменок, и свободное время для беседы со мной у Н.Н. Дрочневой "выкроилось" только под вечер, когда школа опустела и притихла.

- Наталья Николаевна, у Вас были сомнения при выборе профессии? Когда Вы определили для себя - кем Вы будете?

- Всё началось с любви к предмету, в школе я очень любила уроки литературы. Возможность получить литературное образование была в педагогическом институте. Моё увлечение литературой возникло благодаря учителю Лидии Николаевне Пластининой. Вообще, интерес учеников к предмету начинается с урока, с того, насколько сам учитель интересен как личность. Именно такой учитель способен подтолкнуть ученика на дорогу познания. Ведь задача учителя ещё и научить учиться: уроки и сумма даваемых им знаний - это всего лишь толчок, чтобы следующий шаг ученик смог сделать сам.

После окончания школы я хотела заниматься литературоведением. Конечно, я понимала, что педагогический вуз - это, прежде всего, перспектива работы в школе. Мне было очень интересно учиться в пединституте.

- А насколько интересно учить школьников?

- Не скрою, мне, как, наверное, любому молодому учителю, первые шаги в профессии давались трудно. Было не просто волнение, испытывала даже какой-то страх, преодоление. Сближение с классом дается непросто. Уверенность появляется тогда, когда есть обратная связь, когда понимаешь, что удается передать классу то, что ты хочешь сказать, чувствуешь ответную реакцию и увлеченность ребят.

У предмета литературы есть своя специфика: нужно расположить, настроить учеников на её восприятие, к сердцу каждого найти свою тропинку. Даже уроки на одну тему при одинаковой тщательной подготовке в параллельных классах могут пройти совершенно по-разному.

- Полагаю, что приобретаемый педагогом опыт позволяет использовать импровизацию на уроке:

- Наверное, вершина профессионализма учителя и есть хорошо подготовленная импровизация. Когда возникает эта невидимая связь с учениками, есть полное взаимопонимание и результат, то переживаешь непередаваемое состояние - вот он, момент истины! Очень радует, если ученик мыслит самостоятельно, познавая, он растёт как личность. В плане личностного развития литература - предмет замечательный.

- Так что же такое урок литературы?

- Это мгновение душевного напряжения, высоких переживаний, воодушевления. Это уроки, где слово обретает свой первозданный смысл. Если литература как искусство слова не откроется сегодня школьнику на уроках литературы, то, скорее всего, она не откроется никогда. Нельзя, чтобы страсть и боль русской литературы превратилась для ученика в обычный учебный материал, сумму сведений, готовых ответов. Тысячу раз важнее почувствовать и понять - отметка за Толстого не должна быть важнее Толстого. Главный итог изучения литературы - это процесс нравственного прозрения, восхождения, который проявляется в потребности задавать вопросы и искать на них ответы, самостоятельно, а не по шаблону мыслить. Урок литературы - это всегда открытие! Вот почему я всегда волнуюсь, когда иду на урок.

- Думаю, что много волнений и хлопот в этом году Вам доставили конкурсы. Вы участвовали в районном "Учитель года" и в областном "Лучший учитель". Наталья Николаевна, мы поздравляем Вас с победой и получением гранта.

- Для меня получение гранта - тяжелое испытание. Когда увидела список победителей и свою фамилию, была в растерянности. Это очень большая ответственность. Сама я на участие в областном конкурсе никогда бы не отважилась. Я очень-очень благодарна коллективу педагогов школы: это была их инициатива, они заявили мою кандидатуру. И как ощутима, дорога мне их поддержка. В школе работает много талантливых педагогов, которые самоотверженно отдают себя школе, людей очень скромных. Своим ответственным отношением к делу они воспитывают учеников.

И замечательно, когда взрослеющий ученик становится другом. Со многими выпускниками нас связывают теплые отношения. Встречи с ребятами после их окончания школы подтверждают, учитель - счастливый человек. У него столько детей, столько друзей, настолько широк круг яркого полноценного общения!

- Наталья Николаевна, Вы двадцать лет преподаете литературу, а у Вас есть свои литературные пристрастия, особо любимый писатель?

- Наверное, всё же русская классика. Эта литература выдержала проверку временем, настолько современно звучат многие вещи. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?" - эти вопросы, которые задает на станции в Торжке Пьер Безухов, и есть краеугольные вопросы русской классики. Когда дети говорят, что нашли ответы на вопросы, которые не знали, прочитав произведения классиков - Достоевского или Толстого, что может быть лучше?! Даже если хотя бы один ученик скажет: "Эта книга изменила меня", - значит, всё не зря.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага