Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
25 августа 2006 (34)
Инф.

Право граждан на обращение закреплено в законодательном порядке

Институт права граждан на обращение в России зародился в 1497 году с утверждением на Руси Судебника, который предоставил право подавать челобитные вплоть до самого государя.

На протяжении трех последующих веков формировалось само право на обращение. Говоря современным языком, уточнялись субъекты обращений, порядок работы и меры ответственности. Так, Петр Первый предписывал при рассмотрении жалоб решать дела "по регламенту, по присяге, по злобе не посягая, по дружбе и свойству не маня". В эпоху Екатерины Второй введено разделение обращений для рассмотрения в административном и судебном производстве. Позже был установлен особый порядок производства по каждому виду обращений, введено обязательное уведомление заявителя о положении дел и об окончательном рассмотрении или передаче жалобы в другую инстанцию.

После 1917 года создавались специальные службы и бюро по работе с жалобами, а контроль за соблюдением прав трудящихся на протяжении 50 лет регулировался постановлениями ЦИК СССР и ЦК КПСС. Наконец, 12 апреля 1968 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Тот, который с небольшими уточнениями продолжает действовать на территории России и уйдет в историю 2 ноября 2006 года после вступления в силу, через 180 дней со дня опубликования, Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Вслед за принятием в 1993 году новой Конституциии Российской Федерации, статья 33 которой закрепила право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, встал вопрос о законодательном закреплении порядка реализации этого конституционного права. Однако, многолетняя работа депутатов Госдумы над проектом федерального закона "Об обращениях граждан" результата не дала. На это были основательные причины концептуального плана, приведшие, в конечном счете, к снятию с рассмотрения указанного законопроекта.

Новый текст законопроекта был подготовлен по прямому поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. В ходе работы над ним было преодолено мнение, что законодательство об обращениях граждан не имеет самостоятельного предмета правового регулирования.

Принятый Федеральный закон базирует рассмотрение обращений граждан на принципах всеобщего права на обращение и свободы направления обращений, гласности и объективности при их рассмотрении, равной ответственности должностного лица и заявителя при разбирательстве поставленных вопросов. При этих условиях конституционная норма о праве на обращение превращается в действенный элемент системы внесудебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Закон содержит только необходимый минимум императивных положений. В нем устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие по компетенции обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием граждан, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан, выявлять и устранять причины, порождающие нарушение прав и свобод граждан.

В законе определены права гражданина при рассмотрении обращения. В их числе - впервые появившаяся норма о праве представлять дополнительные документы либо обращаться с просьбой об их истребовании. Зафиксировано и право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов и уведомление о переадресации обращения в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит их решение.

Закон фиксирует сроки работы с обращением на всех технологических этапах этой работы. Предусмотрена такая форма работы с обращением как рассмотрение с выездом на место, что также должно укладываться в отведенные сроки. Не выпали из поля зрения и вопросы контроля. Если письменное обращение направляется на рассмотрение по компетенции в другие органы, то закон позволяет в случае необходимости запрашивать в этих органах документы и материалы о результатах рассмотрения. Это весьма важное положение, которое ставит на правовую основу контрольную работу по обращениям граждан по вертикали исполнительной власти.

Но в то же время закон запрещает направлять жалобу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется. Казалось бы, эта норма целиком пришла из Указа Президиума Верховного Совета СССР. Однако Указ исходил из того, что в советской системе практически у каждого властного института были вышестоящие организации. Сегодня мы живем в эпоху реального разделения властей и полномочий, далеко не каждое решение местных органов можно оспорить, так сказать, в порядке подчиненности, потому что такая подчиненность отсутствует в принципе. Поэтому закон предусматривает: в случае, если в соответствии с запретом невозможно направление жалобы в какую-либо инстанцию, то такое обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение в суд.

Таким образом, арбитром между гражданином и властным органом становится иная ветвь власти - судебная. Такой подход представляется вполне логичным в условиях правового государства. Кстати, также возвращаются заявителям обращения, в которых обжалуются судебные решения, но с разъяснением порядка обжалования данного решения.

Ряд обращений касается вопросов, порядок рассмотрения которых регулируется сугубо "отраслевыми" законами. Это вопросы изобретательства, открытий, предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца, жалобы в Конституционный Суд РФ или Уполномоченному по правам человека, запросы в архив, органы статистики и т.д. Поэтому в законе содержится норма, согласно которой порядок рассмотрения распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном соответствующим законодательством. Различия здесь могут быть весьма существенными. Так, новый закон фиксирует принцип бесплатности рассмотрения обращений. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации содержит перечень ситуаций, при которых рассмотрение обращений оплачивается государственной пошлиной. К ним относятся, например, рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, выходе из него, или рассмотрение заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ.

Иногда можно слышать, что закрепленные в законодательстве гарантии рассмотрения обращений граждан обязательны только для государственных и муниципальных органов, но не имеют силы для иных организаций, и в том числе - для государственных и муниципальных учреждений. Такое толкование ошибочно. Как требования Конституции России являются обязательными на всей территории страны, так и действие настоящего Федерального закона, принятого в пределах исключительной компетенции Российской Федерации, является обязательным на территории России для всех правоотношений, связанных с обращениями граждан. Исключения составляют только те правоотношения, которые регулируются иными федеральными конституционными законами или федеральными законами.

В законе нет термина "анонимные обращения", однако если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Не секрет, что в государственные органы, органы местного самоуправления порой поступают обращения с оскорбительными либо нецензурными выражениями, с угрозами должностному лицу. Закон не только позволяет оставить такие обращения без ответа, но и сообщить автору о недопустимости злоупотребления правом. Этот термин также впервые появился в нашем законодательстве.

Закон предусматривает также прекращение переписки с гражданином, если в его письменном обращении содержится вопрос, по которому ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом не приводятся новые доводы и обстоятельства. С обязательным уведомлением гражданина, направившего обращение.

Специальная статья закона посвящена порядку организации и проведения личного приема граждан. Этим еще раз подчеркивается важность такой формы работы для установления обратной связи власти и общества, обеспечения открытости и прозрачности власти для граждан. Устанавливается прямая обязанность руководителей государственных органов и органов местного самоуправления и уполномоченных на то лиц проводить прием населения.

В законе предусмотрена ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона.

Рассмотрение обращений граждан и принятие по ним решений осуществляют должностные лица (специалисты) госорганов и органов местного самоуправления. Именно на их уровне может иметь место нарушение положений закона - несвоевременное рассмотрение обращения, незаконный отказ в личном приеме, разглашение личных сведений об авторе и т.д. Естественно, это повлечет, прежде всего, дисциплинарную ответственность. Формы такой ответственности установлены, например, законодательством о государственной гражданской службе - от постановки на вид до увольнения государственных служащих. Наиболее распространенной формой, как показывает практика работы органов государственной власти, стало депремирование сотрудников.

А с учетом характера других более серьезных проступков могут приниматься и иные меры ответственности, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, если будут выявлены факты преследования граждан за направление критических обращений.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага