Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
22 августа 2006 (33)
Заряна Приходченко

Люди "небесной" профессии

Не зря они поют: "Первым делом, первым делом - самолеты:".

Мечта о небе еще со времен Древней Греции будоражила воображение человечества. Тогда Дедал сделал крылья, но завершился его полет, как мы знаем, печально. Однако уже в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи работал над созданием парашюта, а на рубеже XIX-XX веков развитие авиации стремительно набирало обороты.

В любой профессии свои особенности. Так, хирургам необходимо постоянно совершенствоваться, регулярно оперируя, а летчикам - обязательно летать, чтобы повышать мастерство и не терять навыков пилотирования. Для людей "небесной" профессии это - самое главное. У каждого авиатора есть летная книжка, где фиксируются часы и минуты налета за месяц, год и всю службу за штурвалом. В среднем командиры экипажей должны за год налетать около 100 часов. Вот почему на аэродроме 2 раза в неделю проводятся учебно-тренировочные полеты (УТП). Главная задача УТП - поддержание уровня натренированности летного состава.

Я решила узнать о том, как проходит полетный день в авиагородке, чтобы рассказать о тех, кто предан воздушной стихии. Полеты были с 18.00 до 01.00.

Собственно говоря, чтобы самолет или вертолет поднялись в воздух, необходима слаженная работа всех частей авиагородка, объединенных в день учебно- тренировочных полетов одной общей целью, задачей и распорядком дня.

В/ч 32177 (командир - полковник Щелкунов А.И.) - авиационный полк. Он состоит из 2-х эскадрилий: самолетной (командир - подполковник Ощепков А.П.), вертолетной (командир - подполковник Шиманов М.Ю.) и технико-эксплуатационной части (командир - майор Печиборщ В.И.).

Самолеты на аэродроме военно-транспортные, они не предназначены для выполнения фигур высшего пилотажа. На них перевозят военнослужащих, технику, грузы. И суть УТП в том, чтобы научиться плавно, бережно и аккуратно водить машину. Пилот должен отрабатывать и поддерживать на высоком уровне навыки полета. Командиры экипажей - асы, опытные, с большим налетом часов - готовят себе смену.

В/ч 49503 (командир - подполковник Гаранин А.Е.) - отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. В его ведении находятся все радиостанции и локаторы, без которых ни взлететь, ни на посадку зайти.

В/ч 34185 (командир - подполковник Козик Ю.В.) - отдельный батальон аэродромно- технического обеспечения. Он отвечает за подготовку взлетно-посадочной полосы, за заправку воздушных судов топливом, охрану и оцепление аэродрома. Батальон выделяет автотехнику на время полета, например, пожарные и санитарные машины, а также постоянно заботится о питании летчиков.

Как видите, служб и отделов, задействованных в проведении УТП, очень много. И включаются в работу они все в разное время.

Первой приступает к подготовке метеослужба. Еще за несколько дней до полета составляется прогноз погоды. Определяются метеоусловия, которые могут быть простыми или сложными, либо с установленным минимумом погоды (то есть летные условия - хуже некуда). Исходя из этих данных, выбирается вариант полета.

Дежурный синоптик Кондратьева Р.М. 30 лет работает метеорологом на аэродроме. Это не только стаж, но и бесценный опыт. С утра Роза Мухамметдиновна уже доложила командиру анализ погоды. Нужно сказать, что прогнозы, которые мы видим по телевизору, - это лишь 10% той информации, которую она обрабатывает. Дежурный синоптик обязан через каждые три часа уточнять полученные данные по своему и запасному аэродрому. Температура, влажность, облачность, скорость и сила ветра, видимость - малая толика того, что необходимо учитывать при составлении авиапрогнозов для УТП. Для пилотов важно, чтобы был определенный налет часов в разных метеоусловиях.

В понедельник, по плану, приступает к выполнению своего объема работ начальник медицинской службы полка майор м/с Недашковский И.П. В этот день Игорь Петрович определяет состояние здоровья летного состава, следит за выполнением режима отдыха, который должен составлять не менее 8 часов сна. В его же задачи входит непосредственный пред-, меж- и послеполетный медосмотр.

За 2 часа до УТП - воздушная разведка погоды. Проводится она с целью уточнения метеоусловий в районе проведения полета. Основные параметры, которые интересуют авиаторов, - видимость, высота нижней границы облачности и ветер, так как существуют ограничения по боковой составляющей его силы. В разведку полетел подполковник Шиманов М.Ю. Михаилу Юрьевичу предстояло определить также верхнюю границу облаков, условия полета в облаках и работу наземных радиотехнических средств, сделать облет района и выяснить, откуда и какая "идет" погода. Разведчик - наиболее опытный летчик, так как получение всех вышеперечисленных данных связано с большим риском для воздушного судна. Особенно, грозящее на больших высотах обледенение, которое делает из любого авиасредства летающий "булыжник" и грозит падением.

Непосредственно к вылету самолет готовят три группы. Первая из них - группа обслуживания радиотехнического оборудования. Она приводит в порядок "уши", "глаза" и "осязание" самолета, то есть отвечает за исправность радиостанций, локатора и навигации. Техник группы старший прапорщик Сафрыгин Н.Г. любезно согласился показать магнитный звуконоситель, так называемую "кассету" для записи разговора в полете, которая вставляется в опять же так называемый "черный ящик".

На самом деле никакой это не ящик, а шарик, и не черный, а оранжевый. Его мне продемонстрировали в группе авиационного оборудования, которая и занимается заправкой легендарных "черных ящиков". Сейчас здесь главный - капитан Лавренко С.А. Под руководством Сергея Александровича происходит проверка автопилотов и курсовых систем.

Группа обслуживания самолетов и двигателей, которой командует майор Елисеев А.Г., действует совместно со старшим техником корабля. На их совести исправность планера, колес, двигателей. Ведь самолет - это прежде всего дорогостоящая машина, летать на которой небезопасно. Поэтому любая выполненная на ней работа фиксируется в соответствующих журналах.

В это же время занят своим делом дежурный авиадиспетчерского пункта - старший прапорщик Верзун О.Н. Олег Николаевич обязан запросить разрешение на использование воздушного пространства у Архангельского районного центра организации управления воздушным движением.

За час до вылета - предполетные указания. Начальники всех служб докладывают командиру полка полковнику Щелкунову А.И. о готовности к обеспечению полетов. Александр Иванович принимает решение на выполнение УТП и еще раз напоминает о мерах безопасности при их проведении.

Летают по два экипажа из каждой эскадрильи. Самолеты: "Ан-26" и "Ан-12", а также два вертолета "Ми-8". В технике пилотирования самолет проще, поэтому бытует мнение, что переучиваться с "вертолетчика" на "самолетчика" легче, чем наоборот. Различен и состав команды этих машин. На самолете - шесть человек, а на вертолете - три.

Руководитель полетов - подполковник Акимов Е.В. От момента запуска до выключения двигателей после посадки он находится на седьмом этаже командно-диспетчерского пункта (КДП), который называется "колпаком". Перед Евгением Владимировичем расположены индикаторы - приборы, позволяющие контролировать местоположение самолетов и вертолетов в ближней зоне воздушного пространства. Слева от руководителя дежурный штурман - старший лейтенант Шиш А.Н. Андрей Николаевич следит, чтобы экипажи не отклонялись от заданных маршрутов в дальней зоне пилотирования.

Ответственной работой по посадке судов руководит майор Антонюк Н.Н. Находясь в специальной кабинке, Николай Николаевич правильно выстраивает поток заходящих на посадку самолетов с помощью диспетчерского локатора. Для завода судов в сложных метеоусловиях перед ним посадочный локатор. Николай Николаевич еще помнит, когда на аэродроме приходилось сажать по 10-15 машин сразу. Теперь такого не бывает.

Существует еще стартовый командный пункт (СКП), с которого управляют полетами, если на КДП происходит нештатная ситуация. Если все по плану, то с СКП определяют место, где самолет касается земли, чтобы визуально оценить качество посадки: недолет, перелет или в полосу точного приземления.

Группа связи и телемеханики в/ч 49503 (ГСТМ) обеспечивает радиосвязь руководителя полетов с авиабортами, для визуального определения местонахождения которых используется система ВИСП - выносная индикация системы посадки. Сюда стекается практически вся информация об УТП. Начальник группы старший прапорщик Землянухин С.Ю. передает отсюда руководству полетами на "колпак" только самое необходимое. Здесь же записывается аппаратурой объективного контроля все, что происходит на "седьмом" небе, так что ГСТМ - своеобразный "черный ящик" группы руководства полетами.

На случай непредвиденных ситуаций дежурит группа поисково-спасательного обеспечения. В нее входят две группы: наземная поисково-спасательная и парашютно-десантная. Если подается команда: "Готовность N 1", то первая выезжает на выделенной для этих целей машине в назначенный район. Одновременно вылетает вторая группа, чтобы в кратчайшие сроки оказать помощь экипажу. Один из наиболее опытных спасателей майор м/с Недашковский И.П. - единственный из врачей на космодроме, кто регулярно прыгает с парашютом. На счету Игоря Петровича 250 прыжков.

После посадки, когда выключены двигатели и закончены УТП, начинается самое интересное: летчики идут к группе объективного контроля. В день полетов ее представляла лаборант Воронина Е.В. Как вы уже догадались, главное в ее работе - объективность. Елена Владиславовна, расшифровывая данные бортовых самописцев, оценивала качество выполнения полетного задания. Пилоты просматривали, насколько точно выполнены ими упражнения. "Вертолетчики" приходили сюда еще до УТП и в специальном журнале расписывали свое задание. Потом эти данные сравниваются лаборантом с фактическими. После чего пилотам выставляются оценки непосредственными командирами.

Закончился день учебно-тренировочных полетов. Экипажам нужен отдых: нелегко управлять многотонной машиной. Да и небесные трассы, как и земные, непросты. Но люди, которые выбрали для себя воздушную стихию, редко меняют профессию.

Не зря они поют: "Первым делом, первым делом - самолеты:".

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага