Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
4 августа 2006 (31)
Светлана Соболева.

"В деревне человек свободен!"

В 80-ти километрах от Шенкурска расположена Шахановка. В 850-ти километрах от Шенкурска - Москва. Невзирая на расстояние, каждое лето семья Глазачевых из столицы ездила в отпуск в Шахановку - к отцу и дедушке Михаилу Павловичу Кудрявцеву, к матери и бабушке - Анне Семёновне. Старший сын и внук Саша ещё в детстве говорил деду, что, когда вырастет, обязательно будет жить в Шахановке. Саше никто не верил. Родители хотели, чтобы он окончил институт, нашёл престижную работу, удачно женился, жил в Москве... Дедушка умер в феврале 2000 года, на праздник Сретенья Господня. Александр вместе с родными приехал на похороны деда да так тут и остался.

- Думаю, что Господь привёл меня сюда помимо моей воли. Всё произошло в один день, - вспоминает Александр. - Я съездил на работу, забрал свои плотницкие инструменты. На третий день после смерти деда был уже в Шахановке. Стало как-то очень жалко всё здесь оставлять. Вроде и дом-то у дедушки старый, гнилой. Чего его жалеть? Только меня всегда к старине тянуло.

Родился я в 1972 году в Москве, там же рос и учился. До 8 класса был в послушании у родителей. А потом стал разные вопросы задавать, всегда спрашивал отца и мать, почему мы не живём в деревне. Правильного отношения к жизни, конечно, привить было некому: родители не крещёные, не верующие. В 17 лет меня с катушек и сорвало. Стал возиться с мотоциклами, после армии началась выпивка, компании, амурные переживания. Тогда же - первые глубокие депрессии, непонимание, для чего мы живём. И вместе с тем всегда, ещё с детства, со мной была мысль, что самоубийство - это грех, который уже никогда не искупить.

В институт учиться не пошёл, понимал, что это не для меня. Мне всегда нравилось что-то конкретное делать своими руками: трудиться столяром, плотником. Правда, в деревню в это время не ездил: как отрезало на несколько лет, не хотелось и всё. Из-за девушки решил поступать учиться на психолога, засел опять за школьную программу. Потом успешно экзамены провалил и вырвался, наконец-то, в Шахановку. Покуролесили мы тут с ребятами, а когда все разъехались, взялся за Достоевского. "Преступление и наказание", "Братьев Карамазовых" прочитал, на природе погулял, и чувствую, всё, последняя ступень к Богу пройдена, в 1998 году я уверовал.

- Значит, Фёдор Михайлович помог?

- Так ведь у него там практическое православие. Если человек честен пред собой, то он и так чувствует, что грешно. Пьянство, курение - это же одни из самых грубых грехов. После Достоевского я уже сигареты по две в день в деревне выкуривал, а потом, в Москве, уже совсем бросил. Пива, правда, иногда себе чуть- чуть позволял. Когда вернулся в Москву, два месяца, раз в неделю, ходил на катехизис при Донском монастыре, окончил плотницкие курсы. К крещению подошёл сознательно, ходил на богослужения, выучил Символ веры. Иначе не мог, ведь был уже взрослый дядя, понимал всю ответственность сделанного шага, что придётся жизнь менять, отказываться от своих хотений, от того, что приятно. Таинство крещения, конечно, было поворотным моментом в моей жизни, если бы мне месяца за три сказали, что вот такого-то числа я крещусь, я бы не поверил, тут уж воистину Бог ведёт за руку.

- После плотницких курсов ты где-то работал?

- В 1999 году начал трудиться у Петра Карелина на предприятии "Русские начала". Трижды ездил в Якутию. Практически всем миром строили там большой деревянный храм святителя Иннокентия, просветителя Сибири и Америки. Два раза ездил в Ленск уже из Шахановки. Оттуда и жену привёз себе - Лену. Мать Лены, маляр-строитель, ремонтировала дом, в котором мы жили, дочка помогала. Обедали вместе. Мужики за столом - все с бородами, не пьют, не курят. Я был неженатый. Всё примерял к себе: неужели эта будет моей женой? Непонятная, нескладная: Так и получилось потом. В первый год бригадир женился, ну а 31 августа 2001 года мы с Леной расписались, венчались уже в Шенкурске.

- Лена, тебе, наверное, Саша горы золотые пообещал в Шахановке?

- Он спросил: "Поедешь ко мне в дыру, где нет электричества, жить хозяйкой?" А ведь все вокруг думали, что в Москву Александр меня жить зовёт, думали, что я из-за денег согласилась за него пойти. Посмотрели бы сейчас, из-за каких денег:

- После нашей первой зимы в Шахановке ездил летом ещё раз строить храм на Соловки, - поясняет Александр. - А потом появились другие заботы. За это время в нашей семье родился Дима, которому сейчас три с половиной года, затем Христина, которой уже два годика и скоро ещё ожидается пополнение (22 июля у Глазачевых родился сын Серафим - С.С.).

- А ещё рядом со старым дедовым домом появился большой сруб нового дома?

- Дом я рубил один. Окорять и поднимать брёвна мне помогали, а рубил один. Когда есть семья - дом необходим. Получилось то, что получилось: простой высокий подпол, стандартный первый этаж и второй этаж - пониже: для детей. Строить начал осенью прошлого года, до снега, думаю, сруб под крышу подвести.

- Кто бы мог подумать: горожанин сам себе дом в деревне построил?!

- Меня ведь к дереву всегда тянуло, с детства, вот и притянуло. Мы в своё время с дедом вместе и косили, и колотили, и веранды строили. Если бы у меня совсем не было опыта житья в деревне, я бы, конечно, тут не остался. Кстати, сначала, как приехал сюда, я один построил колодец. Ошибок, правда, наделал: спросить-то не у кого стало совета, но потом всё-таки разобрался.

- В Москву не хотелось вернуться?

- Нет. Там четыре стены и со всех сторон - дороги, а тут делай, что хочешь. Для многих мы тут, как бельмо на глазу. Я ведь без дела не сижу. Зимой вот баню рубил. Когда сосед рядом пьёт, для него кто-то работающий в это же самое время крайне неприятен. Приходят люди в долг денег просить, знаешь, что на пьянку, отказываешь, начинаются угрозы. Но ведь нам самим родители из Москвы на свои кровные помогают! Сплетни, бойкоты друг другу в нашей деревне постоянное явление: Санта Барбара отдыхает. Выход один: не платить злом за зло, отвечать добром, продолжать здороваться. Глядишь, и ничего опять. В общем, прижились мы уже в Шахановке. Сейчас Лена с русской печкой лучше моего управляется.

- Александр, на твой взгляд, деревня бесперспективна?

- Вообще деревня или Шахановка? В одном из номеров православной газеты "Вера" я подчеркнул понравившиеся мне слова о том, что минимальные бытовые блага становятся для человека выше тишины, молитвы, естественного образа жизни. Христианину, конечно, везде можно спастись, но на природе - проще. Взять ту же Москву. Там каждое отключение воды вызывает панику: самому не помыться, посуду не помыть, в туалет не сходить. Это только вода! Не говоря уже об электричестве. Так что в городе тобой может манипулировать кто угодно. Вместе с тем горожане удивляются: "Что в деревне делать?" А в деревне человек просто свободен от всех этих благ цивилизации, он к земле ближе. В огороде копается, как будто поклоны Господу делает, молится. Не зря же говорят, что земля - это мать. Когда человек матюгается, он оскорбляет четырёх матерей сразу: Богородицу, свою мать, Родину- мать и землю-матушку.

Потом в Москве так просто не оденешься, сколько там всего материального надо приобрести, чтобы быть принятым в обществе. А в деревне вся эта шелуха отлетает. Крестьянин - аристократ духа! Я в городе так выйду, как здесь хожу, меня же сразу милиция остановит, а всё кричат о свободе. Никакой свободы в городе нет, человек там в тисках, он заложник у всех и вся. У Лыковых в лесу и то больше свободы было!

- У тебя нет страха пред завтрашним днём?

- Морковку с капустой и картошку я всё равно на земле выращу. А если ещё какая скотинка есть, чего бояться? Я знаю, что Господь всё равно не оставит. Если Господь даёт роток, даёт и на роток. Никогда нельзя говорить, что нищету плодят. Если Бог с нами, кто против нас? А если у человека нет веры, естественно, он уповает только на свои силы. Как я без этого, как я без того проживу? А у меня прабабушка Аполлинария Александровна Соболева прожила в Шахановке до 85 лет, никуда не ездила и ничего. Верующая была всю жизнь, никогда этого не скрывала. Сохранилась у меня одна аудиозапись с её голосом, где в конце прабабушка говорит: "Должны же люди когда-то уверовать, не может же так быть, чтобы они в Бога не верили". Было у неё несколько книжек, которые она постоянно читала: Библия, История России от Рюрика до Петра I. Петра прабабушка не любила, потому что он был расхристинизатором России. А ещё у неё была книга 1882 года издания, написанная за несколько лет до смерти святителем Иннокентием, которому мы храм в Якутии строили.

- Мистика какая-то получается?

- Мистика бывает разная. Мистическое - это ведь что-то невидимое, сверхъестественное. Отец моего деда Михаила Павловича был настоящий трудяга. Он строил в Шахановке дома, один двухэтажный дом, срубленный его руками, до сих пор стоит в деревне. Ездил он на заработки и в Сибирь. Ломил так, что рубашка на теле за сезон истлевала. Надорвался, конечно, умер рано, лет шестидесяти. Звали его Павел Ильич. И жена у него была, как и у меня, на десять лет младше, и двенадцать детей было. Может, в чём-то его судьба с моей перекликается. Вот такая мистика. А ведь он, наверняка, там за нас на небесах молится:

- Тоже верующий был?

- Конечно! Когда у его старшего сына, брата Михаила Павловича, ноги отнялись, прадед дал обет, что если сын выздоровеет, отдаст его на послушание на Соловецкое подворье в Архангельске. Так потом и получилось. Думаю, только по молитвам умерших сродников уверовали сначала две мои двоюродные сестры, потом мой младший брат Артемий, потом мама этих сестёр, потом и я. И у меня, и у брата все семьи целиком в православии. Редко такое бывает. Плюс ещё родители сочувствующие, в чём-то даже лучше некоторых так называемых христиан.

- А как Елена пришла к вере?

- В детстве была одна история, которая могла закончиться для меня очень плохо. Когда всё обошлось, мама у подружки сказала, что меня ангел-хранитель спас. Потом соседка крещёная все говорила, что надо креститься, - начала рассказывать Лена.

- Мы ведь женились по расчёту, - продолжил за супругу Александр. - Только расчёт был не по богатству, не для того, чтобы жениться и наслаждаться, завести одного ребёночка, как собачку какую-то:До любви надо дорасти. Я женился на Лене потому, что увидел, что она ходит в Церковь, участвует в таинствах. Ведь если через все невзгоды, через все расстояния ты идёшь со своим мужем или женой в одном направлении - к Богу, то всё равно сблизишься друг с другом. Потом в Церкви ведь есть таинстово покаяния, если даже и не захочешь, всё равно пойдёшь просить прощения.

Я, например, когда у нас ещё не было детей, думал, какой же это ужас и кошмар. Понимал, что надо, раз ты человек православный, рожать всех и всех воспитывать. Как только появился первый мулипуська, и начал говорить "папа", "мама", я понял, что уже своей жизни без этих малышей не представляю.

- Был эгоизм, а появилась любовь?

- Сейчас вот недавно в обществе много говорилось про демографическую проблему, но всё как-то не с того конца. Мы, как американцы: материальное на первый план выдвигаем. Благополучие, благосостояние, качество жизни - такие модные слова. На самом деле всё не так. Повторюсь, даст Господь роток, даст и на роток. Если во главу угла в каждой семье ставится вера и любовь, то всё преодолимо.

- Говорят, когда-то в этих местах жили монахи? А в местечке Буево за д. Монастырская был храм?

- Монахи, действительно, жили, были они и в нашей родне. А на месте храма в 2001 году я поставил памятный крест. Место там всё-таки святое, за алтарной частью - кладбище. Думаю, что люди по-другому будут относиться к этому месту. Поначалу жители потянулись сюда. Сейчас многие из тех, кто ходил ко кресту помолиться, уехали из Шахановки. Но я ни-сколько не переживаю по этому поводу. У меня теперь семья, так что будем изнутри обрастать единоверцами. Кстати, рядом с поклонным крестом есть благословение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона поставить часовню. Деньги на неё собираются даже в Москве, так как и там живут выходцы из Шахановки и Стрелки. Соберём ли деньги - не знаю, но строить часовню всё равно будем.

- Помогай вам Бог!

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага