Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
23 июня 2006 (25)
Надежда Князева.

Есть ли у села будущее?

В одном из последних номеров "Важского края", в заметке "Продумать до мелочей", библиотекари района высказали свое мнение о реформировании библиотечной системы. И не столько о сохранении своих рабочих мест волнуются эти люди, сколько за будущее своих книгохранилищ, а значит, и за будущее читателей, то есть всех нас. Ведь библиотеки, особенно на селе, являются частью общественной жизни в целом и культуры в частности.

Все громче звучит сегодня и другая мысль - о закрытии малокомплектных школ. Вопрос тут предельно ясен: денег на их содержание от налоговых поступлений в сельской местности не будет. И сами собой на ум приходят слова Тютчева: "Умом Россию не понять:". Ведь в дореволюционной России были тысячи малокомплектных школ - кто содержал их тогда? Власть, земство. Никто не думал их закрывать ни в то время, ни в годы войны, хотя средства были нужны прежде всего на танки, самолеты, снаряды, на спасшую всю Европу от фашизма Армию. Кого сегодня спасаем мы, закрывая малокомплектные школы? Очередного "Последнего героя"? "Фабрику звезд"? Какое-нибудь казино в центре Москвы?

Создается впечатление, что это еще не последний удар по селу, причем из тех, что называются "на поражение". Идет речь о лишении сельского учителя права на отсрочку от службы в вооруженных силах. Льгота, введенная для молодых учителей еще советской властью, отменяется властью нынешней под флагом заботы о пополнении российской армии. Среди школьных учителей не так уж много мужчин, чтобы именно они и могли решить проблему призыва на службу.

Что будет представлять из себя село без школы, библиотеки, клуба? Да оно вымрет окончательно. Странно, что ничему не учит нас история: если в 20-е годы громили усадьбы и храмы, а ныне восстанавливаем, то почему допускаем очередную "культурную революцию"? А ведь в свое время М. Ломоносов, В. Распутин, маршал Жуков не с Луны упали, а вышли из тех же глухих деревень. Тот же Николай Рубцов признавался: "Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу:".

Я понимаю - экономить надо. Но ведь у нас в России сегодня и без того миллионы беспризорников и маленьких бомжей, у нас переполнены детские дома, зачем усугублять ситуацию еще? Понятно, что ребенок, за неимением возможности учиться у себя в деревне, будет вынужден с 6 лет скитаться по интернатам - там, где эта самая школа есть. Все ли выдержат такой образ жизни? Не пополнят ли они через год-другой ряды тех, кто не учится вообще? Кто выиграет от этого? Не понятно. Как не понятны и призывы сверху к учителям и врачам ехать работать в село: кого и где учить и лечить, если все на грани закрытия? И не на свое ли будущее навешиваем мы сегодня замок, вешая его на сельских библиотеках, клубах, медпунктах и школах? Вряд ли мы дождемся за это благодарности от заросшего мхом невежества и бескультурья будущего поколения. И это будет закономерно.

А ведь жизнь детей в глубинке и без реформ нелегка. Есть у меня знакомый мальчишка-восьмиклассник, живущий в Шеньге. Частенько подвожу его до развилки на россохинской дороге. Неделю живет в интернате при средней школе, на выходной торопится домой. Чуть задержался, отстал от автобуса - бежит 10 километров пешком. А тут как-то еду в будний день - бредет по раскисшей весенней дороге, понурив голову. Сажу в машину, спрашиваю, почему не в школе. Оказывается, заболел, ходил на блудковский медпункт за лекарствами и за справкой. "А как дела вообще?" - спрашиваю. "Да так, средне:". Предвижу, что кто-то скажет, мол, ничего, в трудностях человек закаляется, мы в свое время не такую грязь месили, добираясь до школы. Может, оно и так, да только двадцать первый век на дворе.

У всего должно быть будущее, но, чтобы оно было, надо иметь достойное или хотя бы прочное настоящее. И селу - тоже. Может и грянет завтра после призывов и обещаний президента этот самый "демографический взрыв", и переполнятся лет через 10 сельское школы. Но как быть тем, кто УЖЕ родился и, едва родившись, стал предметом реформ, лишающих его самого элементарного? И все только потому, что родился в деревне. Подрастет этот человек, откроет Конституцию страны и прочтет в сорок третьей статье: "Каждый имеет право на образование". Вот, наверное, удивится:

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага