Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
26 мая 2006 (21)
Светлана Соболева.

Сычёва & Шпанов: путь к себе

Желание эпатировать публику всегда появляется после встречи с ярким, творческим человеком. Поначалу этот материал мне хотелось назвать "Заземление и преображение мадам Сычёвой". Несколько вызывающе, зато в точку. Судите сами: Галина Петровна Сычёва всю свою сознательную жизнь прожила в Архангельске, тридцать лет преподавала английский язык в педагогическом училище, была весьма модной и продвинутой в своём кругу дамой. И вдруг эта "светская львица" едет в деревню, к корове и к курам, к земле.

Пятнадцатый год известный маэстро Николай Шпанов (вся жизнь на сцене!) вместе со своей половинкой Галиной Сычёвой живёт в Шенкурском районе. За это время в свет вышло три сборника детских стихов Галины Петровны, состоялось более полутора тысяч встреч с читателями. Деревенский период жизни оказался весьма плодотворным как для мадам Сычёвой, так и для её неугомонного импресарио Николая Афанасьевича. Удивителен и порой не предсказуем путь человека к самому себе. Однако, обо всём по порядку.

В начале девяностых годов Шпановы - Сычёвы вышли на пенсию, оставили квартиру детям и купили дом в верхопаденьгской Керзеньге. Николай Афанасьевич Шпанов (с ударением на первом слоге) - личность неординарная, артистичная, руководил оркестром народных инструментов в Архангельском музыкальном училище, там же возглавлял отделение домры. Но Шпанов не только артист, он ещё заядлый охотник, рыбак, путешественник.

- Дом мне подсказал купить Борис Майоров - один из моих учеников, - сообщает Николай Афанасьевич. - Узнали мы, что есть такое место в Шенкурском районе, где полно дичи, ягод, грибов, и рванули в Керзеньгу, тогда ещё на своей автомашине. За девять лет всё я там обошёл: настоящая северная Швейцария.

- Знаете, как я плакала, когда он меня увозил в деревню! - вступает в разговор Галина Петровна. - Я же была городская дама, любила театр, любила красиво одеться. У меня была своя компания. И вдруг - в деревню! Вдруг - корова! Мне никто не верил: "Мадам Сычёва, у Вас корова?" - недоумевали знакомые.

- И, тем не менее, личное подворье - корова, поросята, куры - помогли тогда в годы многомесячного безденежья выжить нашим детям и внукам, - говорит Шпанов. - Позднее дети взяли над нами шефство, помогали с приобретением кормов для животных. А ведь приходилось вручную по четыре тонны сена заготовлять, и ничего, справились.

Два интеллигента не погнушались крестьянского быта. И деревня-матушка, удивительная русская природа воздали сторицей: явились источником неиссякаемого творческого вдохновения для утончённой "англичанки". Помощь главы Шенкурского района В.Д. Ботыгина была как нельзя кстати: в 2000 году в свет вышел первый поэтический сборник Галины Сычёвой "Бабушкин фартук". На презентации именно этой книги в Шенкурской районной библиотеке и решилась дальнейшая судьба Шпановых - Сычёвых.

- Библиотекари посетовали, что очень уж далеко мы забрались, - вспоминает Николай Афанасьевич. - Тогда я встал и попросил: помогите нам оттуда выбраться. И, знаете, помогли. Семнадцать домов я тогда осмотрел. И больше всего мне в Куликовской понравилось. Чем? Да, грубо говоря, тем, что деревня эта рядом с дорогой расположена. А потом здесь реки, озёр не меряно. Прекрасные места! Сосновые боры кругом. Опять же библиотека, телефон. Так что новый век мы открывали новым домом! "Ломил" пять лет: венцы поменял, колодец выкопал, веранду оборудовал, гостиницу сделал из старого амбара, печку выложил. Этим летом греки у нас гостили, приехали посмотреть русский Север. Остались довольны.

Энергии Николая Афанасьевича можно только удивляться. Именно он стал главным "толкачом" творчества своей супруги, организатором поездок и встреч.

- Я ведь не могу спокойно жить, - признаётся Шпанов. - Ездил как-то в Вологду по поводу закупки пчёл и зашёл в детскую библиотеку. Взял с собой книгу Галины Петровны "Кукушкины стихи". Думаю, не заинтересует ли их творчество Сычёвой? Они как уцепились! И пригласили нас к себе в апреле этого года на "Книжкину неделю".

- Принимали на высшем уровне, - не скрывает Галина Петровна. - Была предоставлена машина. Возили по разным филиалам. За день проходило до пяти встреч. Уставала, конечно. Я ведь человек эмоциональный, выкладываюсь по полной и после выступления всегда хочу есть. Нам, правда, везде накрывали стол. И в номере, где жили, всё было в цветах, в коробках конфет и в подарках! Настоящий праздник получился.

Выступает Сычёва просто блестяще. Собственно, с чтения стихов перед коллегами она и начинала осваивать стезю детской поэтессы.

- Прежде чем напечататься, долго озвучивала свои стихи, - говорит она. - Я ведь не только преподавала английский. У меня хорошая дикция, и в педагогическом училище мне доверили вести практикум по детской литературе - выразительное чтение. Поэтому всё лучшее из поэзии для детей впитано, освоено. Когда родители, методисты, преподаватели, библиотекари, перед которыми я выступала, стали с колен записывать мои стихи, я и осмелилась подумать о собственной книге.

Ходить с протянутой рукой по влиятельным людям Галине Сычёвой приходилось самой. И помогали, и откликались. Хотя на вторую книгу "Радуга для внучки" были затрачены средства от продажи дома в Керзеньге. А на иллюстрации в "Кукушкиных стихах" направлены несколько собственных пенсий. Вместе с тем начинала Галина Петровна с прозы, ряд её рассказов публиковался в литературных сборниках. Однако в шенкурской деревне направление её творчества сформировалось окончательно.

- Я впала в детство! - смеётся вчерашняя мадам. - То, что я вижу здесь за окном, само по себе превращается в стихи, рука тянется к перу, перо - к бумаге. Сколько тем для творчества! Как-то была я в Вельске, где дети старших классов читали свои стихи. Я их всех похвалила, а потом сказала: "Ребята, почему у вас все стихи-то про любовь, про страдания, про кровавые раны на сердце? Ну, напишите про какое-то смешное или не очень происшествие из вашей жизни, про контрольную, про учителя, про промоченные ботинки. Ведь столько замечательного каждый день происходит! И главное - не забывайте красиво подать свои стихи. Ведь поза, мимика, жест, полётность - всё это должно присутствовать, стихи должны звучать выразительно!"

Сами Сычева & Шпанов прекрасно работают в дуэте перед аудиторией, берут зрителя со всеми "потрохами". Артисты, одним словом! За десять последних лет (а эту отчётность ведёт Николай Афанасьевич) супруги обошли 1508 классов. Их знает сегодня почти вся Архангельская область, покорена Вологда. Впереди - Ярославль. А там, глядишь, и до Москвы недалеко!

Деревенский быт - притча во языцех для западников, предмет их насмешек и непонимания.

- А мне нравится весь этот примитив! - восклицает Галина Сычёва. - Домотканые дорожки в избе, лоскутные одеяла, старинный комод и сундук. Половички ведь легче потрясти, чем пылесосить какой-то ковёр. Это раньше вся я была такая модненькая, а сейчас - простенькая. И не хочу никакой вычурности. Меня, и правда, многие теперь не узнают. Была такая иностранка: вся из себя, а теперь заземлилась, опростилась, пишу стихи для детей. Но, знаете, этот мир, где я сейчас, гораздо чище, искреннее и душевнее. Что все притворяются? Из земли мы взяты, туда и уйдём. А ещё спрашивают: не скучно ли в деревне? Считаю, что скучать можно даже в Москве рядом с Большим театром. А мне скучать некогда. Я ведь уже шесть раз бабушка, скоро прабабушкой стану.

В творческом и семейном союзе Сычёвы - Шпановы девятнадцатый год. Кто к чьим лаврам "примазывается" - до сих пор иногда между собой шутят-разбираются, так как популярны оба.

- У Галины есть шестьдесят новых, вот таких вот стихов, - Шпанов поднимает вверх большой палец...

- Только на их издание нет денежек, - грустно заканчивает автор...

Последняя книга Галины Сычёвой появилась в 2001 году. С той поры - затишье, хотя на всех встречах роскошно оформленные "Кукушкины стихи" уходят в лёт, и читатели просят нового сборника.

- Не хочется обращаться за финансовой помощью к иностранцам, - поясняет Галина Петровна. - Люди интересуются, пишет ли "англичанка" для англичан. Я отвечаю: зачем? Ведь там есть свой Шекспир, свой Роберт Бёрнс. Зачем? Я пишу для своих, русских ребяток, показываю им красоту окружающего мира, их родной земли. Ведь для чего мы всё это делаем, для кого живём, для чего вся эта перестройка? - Для детей! Они - наше будущее. Мы забываем о том, с чего надо начинать, с воспитания патриотизма в нашей молодёжи!

Интересно и насыщенно живут Шпановы - Сычёвы в шенкурской деревне Куликовская, что почти на самой границе с Виноградовским районом. Вполне органично вписались они в многовековой крестьянский уклад и даже дачниками себя не считают.

- Я уже деревенская! - подтверждает поэтесса. - Мне очень нравится шенкурская земля, здешние люди, очень люблю Куликовскую. И, честное слово, больше недели в Архангельске теперь не могу находиться. Съезжу, выступлю, встречусь и - назад, скорее в свою деревню.

Галина Петровна Сычёва - не член Союза писателей России. И вместе с тем в Коряжме благодарные ученики Шпанова уже третий раз готовят двухчасовой концерт на её стихи.

Кто главный в этом творческом союзе - не понятно. Кричат в голос, что оба. Так и представляешь картинку, как долгими зимними вечерами, вернувшись с лыжной прогулки, Галина Петровна выносит на суд Николая Афанасьевича очередное стихотворение. А тот, взяв сигаретку, примостившись около печки, вдруг замечая несоответствие в ритме стиха, произнесёт: "Э, нет, тут не пойдёт!" Галина Петровна для порядка вспыхнет: "Сам пиши!" Ну а потом, конечно, всё исправит и добьётся полного одобрения со стороны маэстро.

При личной встрече она мечтает гневно выразить протест Петросяну. Убеждена, что все эти шоу, смехопанорамы уродуют людей, калечат души детей. Телевидение, где нет культуры - страшное оружие. Страшно, когда человек не находит Пути, единственной правильной дорожки к самому себе, к себе настоящему.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага