Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
5 мая 2006 (18)
Михаил Бронский.

История одного образа

Продолжение. Начало в N N 14,15

Афанасьевская пустынь: прошлое и настоящее

История Афанасьевского прихода начинается с 1765 года, когда к церкви Святителя Афанасия Александрийского, существовавшей уже шесть лет, было причислено пять деревень, входивших прежде в состав Верхнеледского прихода. Располагались они в 12-15 верстах от храма по берегам реки Ледь: две по одну и три по другую стороны. Жителей к началу двадцатого века было примерно около 1000 человек. Рядом с храмом были построены дома для причта, в которых проживали священнослужители и их семьи, а по временам богомольцы и богомолки в специально устроенных для них кельях. Благодаря чему это место назвали пустынью, хотя оно и не было в подчинении какого-либо монастыря. Со всех сторон оно было окружено лесом и находилось в 410 верстах от Архангельска.

Первый храм в честь святителя Афанасия был холодный, и для зимнего служения по указу Консистории начато строительство второго во имя великомученика Георгия. В 1774 году положили первые венцы, а в 1775 году закончили и освятили новую церковь.

К началу восемнадцатого столетия деревянная Афанасьевская церковь значительно обветшала. Прихожане обратились к епархиальному руководству и по указу Консистории от 26 мая 1806 года было дозволено устроить новую, из белого тесаного камня. После накопления достаточного материала старая церковь была разобрана и в том же году на ее месте заложена каменная двухпрестольная. Проект церкви разработал Ямскогорский священник Иоанн Кулижский. Главный престол был освящен во имя святителя Афанасия Александрийского 23 мая 1832 года протоиереем Шенкурского собора Николаем Ждановым. Второй престол освятили в 1848 году в честь великомученика Георгия. С устройством этого придела одноименную церковь переименовали в Петропавловскую. По неизвестным причинам в 1867 году она сгорела. Приходское попечительство, начавшее существовать с октября 1870 года после организации церковно-приходской школы в 1890 году, основной задачей определило восстановить уничтоженный пожаром храм, что было осуществлено, и в 1897 году его освятили в честь Петра и Павла, в нем также устроили два престола. К приходу была приписана часовня во имя Георгия Победоносца при деревне Дывлевской в двенадцати верстах от пустыни, построили ее в 1732 году, и существует она до сих пор.

В 1879 году устроена вокруг приходских храмов ограда с каменными столбами и деревянной решеткой.

Стены главного храма были украшены живописью, выполненной художником Ардалионом Голубевым. Над могилой праведного Афанасия в центральном приделе стояла медно- посеребренная гробница, на верхней доске которой был образ в рост человека с надписью: "Лета 1725 месяца декабря в первый день обретены в земле мощи святаго праведнаго Афанасия Наволоцкого Чудотворца и переложены из земли в ковчег указом Преосвященного Варнавы, архиепископа Важеского. Написася лета Господня 1735 изографом Важеского Благовещенского собора ключарем священником Матфеем Федоровым". На боковых досках гробницы были изображены часовня, а перед ней священник и народ с поднятыми вверх руками, в память события, происшедшего перед постройкой первой церкви.

Верхняя одежда (индития) на главном престоле была медно-посеребренная с чеканными изображениями: на западной стороне - Тайной Вечери, на восточной - Воскресения Христова, на северной - апостолов Петра и Павла, на южной - святителя Афанасия и праведного Афанасия Наволоцкого.

Становится понятна необычная иконография образа, находящегося теперь в храме Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев города Шенкурска. Можно предположить, что по причине недостаточных сведений о жизни праведного Афанасия архиепископ Варсонофий благословил устроить храм в честь одноименного святого, но известного и чтимого отца церкви Святителя Афанасия Александрийского. Паломники, приходившие в пустынь, молитвенно почитали обоих угодников Божьих: в честь одного освящен храм, а тело другого покоилось в нем под спудом. Художники- богомазы, работавшие в уезде и знавшие это, писали на одной иконе двух святых, не имеющих в своей жизни ничего общего, за исключением имени - Афанасий и любви к Богу.

Познакомившись с вышеприведенными материалами, естественным стало желание побывать на территории Афанасьевского прихода, посмотреть в каком состоянии храм, под спудом которого была и, возможно, до сих пор находится великая святыня. Вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста: "самое великое сокровище, которое оставил Господь на земле - это мощи святых".

Испросив благословение на поездку у епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, в начале сентября прошлого года я отправился в верховья реки Ледь.

Места удивительно красивые. Высокие боры расположились на песчаных холмах, между которыми бежит холодная речка с суровым нравом, подмывая желтые берега и шлифуя каменистые россыпи. Небольшие деревушки, живописно разбросанные по берегам реки, деревянные мостики, зеленые ковры лугов - все вызывает желание взять в руки кисти или карандаш, но в руках только фотоаппарат и жалеешь, что мало взял с собой фотопленки.

К большому сожалению, там, где похозяйничали лесорубы, пейзаж напоминает картины из романов братьев Стругацких.

Жизнь местного населения не особо благополучна, работать практически негде, крупный лесопункт разорился. Район труднодоступный, электросети сюда не протянуты, транспортное сообщение плохо налажено, а ведь в советские годы до райцентра три раза в день летал самолет. Поэтому, видимо, многие жители стремятся уехать. В народе же существует мнение, что такая ситуация во многом создана искусственно, чтобы не тратить средств на переселение людей. Ведь на топографических картах, изданных лет двенадцать назад, населенных пунктов той местности не имеется - секретная территория, которую в будущем должен поглотить космодром "Плесецк".

Стариков, помнящих жизнь до семнадцатого года, я не встретил, кого-то не стало за полгода до моего приезда.

Правда, познакомился со старушкой с 1927 года, к моему стыду, забыл ее имя. Коренная верхоледчанка, она помнит Афанасьевскую церковь.

- Любая церковь была, любая. Расписанная вся внутри, с тремя куполами. Детьми бегали туда Боженек смотреть. Там одно время общежитие для лесорубов было, отец мой там жил, вот и приходили.

- Бабушка, а разрушили когда?

- После войны, после войны.

- А может раньше?

- Нет. Мой муж рушил, он трактористом был. Я ему говаривала - что ж ты? Он только и ответит: так ведь тогда не спрашивали, что велят, то и делай.

Подошел сосед, рассказывал, как с другом спускались поглядеть красивые картины, которыми был заставлен довольно глубокий подвал, парнишка лет двенадцати, пробравшийся туда, выбраться без помощи взрослых не смог бы. Вспоминали, как по воскресеньям колокола звонили. Потом их сняли и раскололи, а участвовавший в этом Иван из Кукуя был парализован, видно, Господь наказал.

Долго поговорить не получилось, машина, на которой приехал, шла назад.

Краевед Михаил Бронский. Окончание следует.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага