Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
21 апреля 2006 (16)
Надежда Князева.

Куда идет школа?

Наша газета уже сообщала о проходившем в районе конкурсе "Учитель года", и, бесспорно, это один из способов привлечь внимание к школе, к учителю. И хотя участие в таких конкурсах дело добровольное, слава богу - есть еще те, кто идет на это. Большинство же предпочитают устраниться от подобных мероприятий, и для этого есть свои причины.

Не так давно Всеволод Троицкий, доктор филологических наук, профессор, член комиссии по школьному образованию РАН выступил на XIV Рождественских чтениях в Москве и поведал миру правду о том, что происходит сегодня в нашем российском образовании. Иначе говоря, к чему привели эти самые "реформы" образования. И как ни горько понимать, мы, учителя, испытали и испытываем последствия этих реформ ТАК, что дальше некуда. И разве можно не согласиться с профессором в том, что "школы сегодня лихорадит от нововведений и инноваций, учителя стонут под гнетом канцелярской отчетности и навязываемых псевдоэкспериментов"?

В таком состоянии нет условий для нормальной работы школы. У В. Распутина есть замечательный роман "Дочь Ивана, мать Ивана", в котором он так пишет о современной инновационной школе: "В школу, как новую мебель, натащили новые науки, к прошлогодним новациям добавились свежие, каждый день по 7-8 уроков, а на русский язык - час в неделю... Превратилась школа в старую клячу, неспособную тянуть телегу со всеми, кто в нее понавскакивал. А упадет она от бессилия, эта кляча - и добьют, исколют своими острыми указками расплодившиеся "культурологи".

Одно из нововведений - ориентация на стандарты, но значительная часть стандартов составлена без должного учета значения предмета, наводнена второстепенными понятиями. Так, к примеру, в литературе из предпоследнего издания стандарта выброшены 14 стихо-творений Лермонтова, 17 басен Крылова, 13 стихотворений и 2 поэмы Пушкина, 10 стихотворений и 2 поэмы Некрасова и т.д., то есть именно те вещи, где особенно явственно ощутим народный идеал, русский дух. А тесты, по которым проверяют знания, порой просто поражают. К примеру, вопрос по "Герою нашего времени": "Сколько лет было Печорину в начале повествования?" - и дано 9 (!) ответов: 21, 22, 24, 26:Это что не маразм? А ведь неверный крестик в этом вопросе может решить судьбу ученика.

В. Троицкий прав и в том, что выдуманные "реформаторами" новации - такие, как "дистантное" образование, ЕГЭ, тестирование и мониторинги - лишают полноценного общения учителя с учениками, ибо идет беспрерывный процесс дрессировки или натаскивания на исполнение неких задач и заданий. По его мнению, школа идет сегодня по пути "расчеловечивания" общения. И, наверное, просто страшным выглядит вывод профессора: "Если вдуматься, по каким линиям вводимых новаций ведется это разрушение, нетрудно понять: удар направлен против человеческой личности. Инноваторы вывели за скобки основную цель школы - воспитание полноценной, активной, нравственной личности. Нельзя назвать ни одного поддержанного реальными усилиями сверху постановления, которое бы способствовало этому. Дело спасают самоотверженные учителя. Только они".

Да, и с сентября до июня, скрепя сердце, выполняют со своими учениками бесконечные, спущенные откуда-то сверху контрольные, тесты, пробные ЕГЭ, настоящие ЕГЭ:Да еще в режиме такой секретности, что и КГБ в свое время не снилась. Докуда?! А в душе один сплошной протест: да не тестами надо заниматься, а нести детям правду, учить отделять зерна от плевел. Ведь даже наше TV, по словам писателя С. Лагерева из Сургута, превратилось в лабораторию по убийству души. Возьмите недавний фильм "Есенин". Да, я ждала показа этого сериала, но меня хватило ровно на полторы серии. Любой читающий человек скажет, что книга Безрукова-отца, по которой снят фильм, - беллетристика самого мелкого пошиба. И актеры - те же братки из "Бригады", стилизованные под 20-е годы, и сплошной пьяный разгул и шабаш. Конечно, у каждого человека есть выбор - какую книгу взять в руки, какой фильм посмотреть. Но ведь этому надо учить! А как и когда делать это в нынешней школе, шарахающейся от одного эксперимента к другому? И - самое главное - что, кроме отрывочных понятий и хронической усталости, вынесут из нее наши ученики?

А перед Есениным даже за эти полторы просмотренные серии хочется покаяться:

Талант - вне сроков: поздно или рано На нем сойдутся грешные пути. Ты, став звездой в поэзии, с экрана Сверкнул звездою падшею - прости: В разгулах и любви недосягаем (с лихвой бы их хватило на троих!), Ты, если был хоть в чем-то узнаваем, То только в голубых глазах своих. Плохие фильмы тоже можно ставить, И умный зритель верит: "Разберусь!" Но вряд ли ты когда-то мог представить, Что так продаст березовая Русь!

Гнилыми назвал В. Троицкий плоды инноваций, объяснив этот факт непрофессионализмом и невежеством реформаторов. К его чести, он предложил и выход из создавшегося положения: "Необходимо обратиться к высшей власти с просьбой - создать компетентную комиссию, которая бы объективно и нелицеприятно оценила все документы, утверждавшие новации в образовании, и дала бы им оценку, исходя из государственных стратегических интересов. Чтобы те, кто вел нас по неверному пути и своими новациями приносил вред, были отстранены от работы в сфере образования или, по крайней мере, лишены командных постов".

Вот так - ни больше, ни меньше. Осталась самая малость - дожить до этого светлого дня.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага