Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
14 апреля 2006 (15)
Инф.

Русские духовные традиции

В предыдущей статье мы рассмотрели основные архетипы русских людей, касающиеся таких понятий как собственность и свобода и отличие их от западных.

Авторы книги "Дети нашего времени" Т. Шишова и И. Медведева очень подробно рассматривают, на что нацелено современное гуманитарное образование, гуманны ли поистине установки, которые оно закладывает. В главе "Князь Курбский как первый русский невозвращенец" анализируется учебник по русской литературе для 8 класса Е.Н. Басовской, выпущенный в рамках программы гуманитарного образования в России, спонсором которой выступил известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос. Учебник ориентирован (цитируем) "на ценности отечественной и мировой культуры современного демократического общества". Хаос и перенасыщенность учебника разнообразным, не соответствующим возрасту и уровню восприятия, материалом должны достичь в итоге "правильного" выбора (по заказу Сороса) нашими детьми между гражданским долгом и "маленьким личным счастьем в укромном уголке", и автор учебника недвусмысленно дает понять, что предпочесть следует второе.

Медведева и Шишова анализируют все приемы манипуляции сознанием школьников, используемые Е.Н. Басовской в данном учебнике литературы, выявляют неточно процитированные строки классики и неверно расставленные акценты для достижения изменения первоначального смысла классических текстов. Учителям литературы было бы полезно познакомиться с этой главой. А также и родителям, потому что сейчас родителям как никогда надо быть внимательными к тому, кто, что и как пытается внедрить в психику вашего ребенка. Ведь в конечном итоге все последствия приходится расхлебывать родителям.

Так, например, в книге для подростков американца Карла Хесса "Так устроен мир", переведенной для русских детей и изданной огромным тиражом - 100000 экземпляров - изложены в популярной форме экономические принципы капитализма. (Это на фоне непрекращающихся у нас призывов к деилогизации образования!). Прочитав книгу до конца, понимаешь, что в ней, пусть в очень примитивной форме, но действительно изложена модель мироустройства. Модель, по всем параметрам отличная от нашей. Нашим детям внушается, что "американская культура - самая влиятельная в мире". Но тут есть вещи и посущественней. Подросткам внушается, что все в мире можно и нужно рассматривать с точки зрения экономики, товарной стоимости, прибыли и т.п. Даже самого себя! "Ты здоров, потому что хорошо питаешься и занимаешься спортом. Это - вложение в собственное тело". "Твоя жизнь - это твоя собственность", "Ты - владелец своей жизни".

Совершенно очевидно, что Богу в этой системе места нет. Отсюда, если говорить уже не о книге, а об обществе, и борьба за разрешение употреблять марихуану (мое здоровье - это моя проблема), и отмена нравственного запрета на самоубийство (в то время как с поворотом людей к религии у нас во многих семьях детям внушается, что самоубийство - грех, что человек не волен распоряжаться своей жизнью). Отсюда и многочисленные дискуссии на темы эвтаназии (добровольного ухода из жизни с помощью врача в случае смертельной болезни) или перспективы улучшения человеческой породы путем генной инженерии. Понятно, что все это берет свои истоки из благих намерений, и мы не будем сейчас рассуждать о том, куда ведет дорога, вымощенная ими. Повторим лишь, что в православной церкви взгляд на жизнь, как на собственность человека, безоговорочно осуждается.

Работа на благо общества в книге Хесса объявляется злом, ибо на самом деле она оказывается работа "на политических вождей": В книге также обговариваются взаимоотношения подростка с родителями, родителям же в специальной главе, разумеется, дан совет платить детям деньги за выполнение работы по дому.

На протяжении последних лет психологи не раз сталкивались с людьми, которые попытались было воспитывать своих детей, руководствуясь принципом бизнес- идеологии. Результат оказывался плачевным. Практически всегда. Скажем, когда родители, следуя советам авторов типа К. Хесса, начинали платить детям деньги за домашний труд, отношения в семье быстро разлаживались. "Мой сын за месяц так обнаглел - никакого сладу с ним нет. Что ни попросишь, в ответ: "А сколько ты мне за это дашь?". И за домашние уроки стал требовать деньги, и за хождение в школу. Чуть ли не за чистку зубов таксу назначил!" - подобные признания вполне типичны.

Другой распространенный вариант: сначала родители внушают ребенку, что умный - это тот, кто умеет зарабатывать, умеет крутиться. А потом хватаются за голову: ах, какой ужас, его ничего, кроме денег, не волнует, учебу забросил, читать перестал. Только сидит перед телевизором, смотрит всякие конкурсы - все надеется выиграть. В общем, совсем свихнулся. К сожалению, последнее - не только фигура речи.

Что же еще старается внедрить в нашу жизнь американская культура? Об этом мы можем узнать из книги "Что необходимо знать каждому мальчику" (автор священник и врач-педиатр Алексей Грачев), изданной в г. Москве издательством "Даниловский благовестник" в 2005 году.

В одной из глав книги - беседа отца с сыном-подростком о "бодибилдинге" - культуризме. Фотографии культуристов в журнале, который рассматривал сын, напоминали картинку из учебника анатомии: красный "человек" без кожи, на теле которого видны все группы и переплетения мышц. Поражало скромное значение головы на теле культуриста: она казалась чем-то почти необязательным на фоне непомерно развитых мышц.

Культуризм - это культура тела, а "культура" происходит от "культа", что значит "поклонение". Выходит, культуризм - это поклонение своему телу. Поклоняясь своему телу, мы лишаем себя возможности поклоняться Тому, Кто один достоин поклонения, - Богу.

Лица, в нашем христианском понимании, у культуриста нет. Зато тело переразвито. Настолько, что из него ушло что-то человеческое. Как достигается этот результат? Нужны несколько лет упорных тренировок: для начинающих 4 раза в неделю по 45 минут, с полной отдачей. Кроме того - "обильное питание, не менее четырех раз в день". Сказано также, что "основной процесс накачки происходит в промежутках между тренировками". Каким образом? Ответ: "Делать все для сохранения энергии". Советуют спать по 9 часов да еще днем ложиться отдохнуть. Получается, что культуризм - это много есть, много спать, набираться сил для очередной тренировки, в результате которой у тебя появится несколько новых мышечных волокон.

В статье о культуризме, которую читал сын, сказано, что "самой первой мышцей", которой нужно дать нагрузку, будет ваш мозг". Мысль стоит во главе всего. Она управляет телом и на тренировке, и на отдыхе. Но какая мысль, о чем мысль? Недаром мозг здесь назван "мышцей", хотя это и стоит в кавычках. Одной из мышц. Мысль о том, чтобы не думать ни о чем, кроме накачки мускулов. На такую "религию" бодибилдинга, подчиняющего себе и тело, и душу, призывают наших детей потратить лучшие годы отрочества и юности.

Папа поясняет сыну: "Мне кажется, культуризм замешан на культе суперменства. Кто такие супермены, герои современных фантастических боевиков, полулюди - "полубоги"? Подумай! Ведь для большинства ребят этот спорт, несомненно, связан с желанием сил и власти над другими. Некоторым больше всего на свете хочется, чтобы ими восхищались и в то же время их боялись. А культ силы и власти сродни культу сатаны".

И еще об одном истинно русском православном качестве - целомудрии - ведет отец разговор со своим сыном в данной книге. Но об этом в следующем номере.

Обзор книг подготовила психолог Светлана Асауляк.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага