Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
Виброплиты

Виброплита. Выберите качественную виброплиту и купите по низкой цене

220boom.ru

 

Важский край
14 апреля 2006 (15)
Инф.

История одного образа

Продолжение.

Начало в N 14 от 7 апреля

Праведный Афанасий Наволоцкий

"Какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный Афанасий и какого происхождения и звания, и каких родителей - сведений не имеется" - так начиналось повествование составителем рукописи. Размышляя о времени написания этого текста, смею предположить, что его автором, вероятнее всего, был священник, ставший свидетелем происходивших чудес. По-видимому, местные жители глубоко чтили еще не прославленного Церковью святого, а прямая обязанность и долг любого священника, с осторожностью относясь к происходящему, разобраться в ситуации и доложить правящему архиерею. Так, видимо, и появились рукописи, составленные примерно в семнадцатом веке.

Устные предания старожилов гласят: ": сей муж в давние времена пришел из пределов Великого Новограда страны Каргопольской в пределы Важские слободку Верхнеледскую".

"Давние времена" - старики под таким определением времени подразумевали, что не только свидетелей, но и тех, кто общался с современниками праведного Афанасия, в живых уже не было. По этой причине память людская и не сохранила точных лет, когда появился "сей муж" в их краях и какие дела привели его в эти места.

До нас дошло следующее: отойдя в пусто место, версты на три от Верхнеледской слободки, он тяжко заболел и скончался. По прошествии сорока дней праведный явился четырем больным, жившим в разных волостях, исцелив их, велел пойти и предать его останки земле в том месте, где они лежат. Не сговариваясь друг с другом, они сошлись в один день, словно по соглашению, у нетронутого тлением тела, похоронили его, поставив над могилой часовенку.

Подивившись событию, произошедшему с ними, и благодаря Бога, они вернулись домой в свои селения, не скрывая того, что случилось. В достоверности рассказа окружающих убеждало то, что участников события было четверо прежде не знавших друг друга людей.

Так с момента погребения праведника Господь дивно стал прославлять своего угодника, стяжавшего благодать своими трудами, сокрытыми навеки от глаз людей, а вскоре настоятели по близости находящихся приходов стали наблюдать чудеса, происходившие при часовне, находящейся в лесу. Сколько лет минуло, как произошло первое чудо, много ли их было за это время - неизвестно, но священники ближайших селений принимают решение проверить рассказы очевидцев. И вот первая достоверная дата, дошедшая до нас из старинных рукописей.

"В лето 7155 от сотворения мира" - такими словами начиналось повествование об одном из чудес, произошедшем у гроба праведного Афанасия. Но перейдем на понятное нам летоисчисление. Итак, в 1647 году священник Верхнеледской слободки Флор со священниками Ледским и Сюмским, взяв несколько благочестивых крестьян, приступили к раскопке могилы. Да, видно, намерения их были не угодны Богу, либо за недолжное самочиние (не поставили в известность архиерея), но напал на них вдруг сильный страх и ужас. Все почувствовали себя больными, руки их ослабли так, что пришлось им от своего намерения отказаться, отслужив молебен, все ни с чем разошлись по домам.

Все бы так и забылось, да действие благодати Божией привлекало к себе страждущих, не иссякал поток желающих получить утешение в различных нуждах. К часовне приснопамятного Афанасия шли не только жители ближайших волостей, но и крестьяне соседнего Холмогорского уезда, а весть о целительной силе мощей, видимо, достигла и столицы, и история получила продолжение по прошествии почти восьмидесяти лет.

Распоряжением Святого Синода и указом преосвященного Варнавы от 1 декабря 1725 года игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священнослужителям было велено достоверно освидетельствовать мощи.

Совершив положенные молитвы, приступили к работе: с благоговением снимался слой за слоем земли и вот обрели тело, лежащее без гроба. Сколько лет оно пролежало в сырой земле, неизвестно, может сто, а то и более, но всех присутствовавших поразило, что тление совершенно не коснулось его. Мощи освидетельствовали, положили в новую раку, покрыли чистыми поволоками и вновь предали земле. Трудно сейчас сказать, были ли составлены какие-либо акты об осмотре тела и сохранились ли они, но точно известно, с мощей была написана икона и поставлена в часовне для поклонения всех приходящих с верою.

Шло время, пролетело еще несколько десятков лет, часовня пришла в совершенную ветхость и по храмоздатной грамоте от 22 июня 1758 года на ее месте начата постройка церкви, через год освященной во имя Святителя Афанасия Александрийского, о чем свидетельствует другая грамота архиепископа Варсонофия от 29 июля 1758 года.

Перед постройкой церкви требовалось разобрать часовню, при этом произошло необычное явление.

Один плотник влез на крышу и уже взялся за крест, чтобы убрать его и приступить к снятию покрытия. Неожиданно поднялась страшная буря, ветром сломило в саженях пятидесяти от часовни большое дерево, обнесло его вокруг строения три раза и поставило вершиной вниз на образовавшийся после слома пень. Присутствовавшие при этом священник и народ упали на колени и стали молиться с воздетыми к небу руками. Дерево впоследствии, как чудотворное, по частям разобрали богомольцы, на его месте был поставлен крест, а в 1867 году построена часовня.

О немногих чудесах рассказано в книге, но совершенно точно, что их было гораздо больше, а описаны только самые необычные. Почему я в этом так уверен? Во-первых, известен целый ряд святых, прославленных Христианской церковью, но не ознаменовавшихся чудесами, а те, кого именуют чудотворцами, совершили не по одному дивному случаю. Во-вторых, работая в Архангельском областном Государственном Архиве, я обнаружил репорт Шенкурского уезда Благочинного священника Петра Синцова от 11 ноября 1855 года.

Данный документ является ответом на предписание Архангельской Духовной Консистории от 8 октября того же года сообщить о мощах угодников Божьих, находящихся на территории приходов Архангельской Епархии. Отец Петр Синцов приводит краткие сведения о праведном Афанасии, которые точно соответствуют данным книги "Краткие сведения о храмах и приходах Архангельской Епархии", а завершает документ так: ": но подробные данные о сем праведном по сим указе Архангельской Духовной Консистории от 12 марта сего года за N 975 с предложения Его Преосвященства от 7 марта за N 399 с некоторыми манускриптами, обретающимися при Афанасьевской церкви от 7 апреля за N 36 Его Преосвященству мною донесено, о чем в Архангельскую Духовную Консисторию покорнейше и репортую. Октябрь "24" дня 1855 года".

Анализируя данные этого документа, обращаешь внимание на слова "подробные данные", "с манускриптами" и "Его Преосвященству мною донесено", значит, были зафиксированы и другие чудеса. Документ, направленный архиерею в 1855 году, предстоит еще найти, если он милостью Божией сохранился по прошествии стольких лет. Интересна судьба и манускриптов, на основании которых составлялся подробный отчет, предположительно назад их не отправили, а передали на хранение в епархиальное древнехранилище, созданное в конце 19 века. Таким образом, существует надежда когда-нибудь узнать гораздо больше о святом праведном Афанасии Наволоцком Чудотворце.

Краевед Михаил Бронский. Продолжение следует.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага