Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
Скалистый грот искусственный камень

скалистый грот искусственный камень

iolla-art.ru

 

Важский край
7 апреля 2006 (14)
Михаил Бронский.

История одного образа

Сегодня мы начинаем публикацию материала, напрямую связанного с шенкурской историей, с православной верой, которую веками исповедовали наши предки. Богата здешняя земля святыми людьми. Вслед за преподобным Варлаамом Важским пусть узнают читатели "Важского края" о святом Верхоледской земли - праведном Афанасии Наволоцком.

ТАЙНА СТАРОГО АМБАРЧИКА

В одной маленькой деревушке, на берегу реки Ваги, стоял маленький амбарчик, закрытый на большой замок. Размеры его были настолько малы, что, пожалуй, баньки в деревне были намного больше. Крыша почти совсем прохудилась, логовленные доски старались не пропустить ни одной капли дождя и талого снега. Высокий порог и маленькая дверца с замком вызывали неимоверное любопытство детей и некоторых взрослых.

В деревнях существовал закон: не тобой положено, не тобой возьмется. Старшие об этом помнили. Ребята же есть ребята, ни один разведчик не сможет сравниться с их проворством. В двери амбарчика располагалось небольшое отверстие для кошки, через которое трудно было что-либо разглядеть. Окон или других больших отверстий там не было. Правда, старая дверь имела несколько щелей, не влиявших на ее крепость. Ясным днём в дообеденное время солнечные лучи пробирались сквозь щели маленькой дверцы и освещали внутреннее содержимое амбарчика. Тогда дети через кошачий ход с любопытством разглядывали непонятные им изображения на больших досках. Картин было много: больших и маленьких, одна из них - на золоте, а когда на нее падали лучи света, она сияла, и невозможно было определить, что на ней изображено.

На зиму в деревне оставалось всего несколько человек, в основном старики, доживающие свой век в родных стенах. Несказанную радость доставлял им приезд родных в холодные дни, когда день короче ночи. Вот и мы приехали в марте со своей доброй учительницей навестить двоюродную тетку, по возрасту бабушку. Жила она одна, бездетная, только племянники. Радости было много. Два дня пролетели незаметно. Погода радовала: мартовское солнце, весело играя, дарило тепло, ощутимый морозец покрыл поверхности сугробов крепким настом, по которому можно было бегать и прыгать, не проваливаясь. Пошли гулять по деревне. Твердая поверхность снега манила сойти с протоптанных дорожек, что мы и сделали. Ноги сами собою повели нас к опушке леса, где за домами, чуть поодаль, жил своею жизнью амбарчик.

Рассказали учительнице, что там находятся какие-то картины, да дверь заперта: не посмотреть. "Это иконы", - сказала она. Каково же было наше удивление, когда дверь оказалась без замка и легко открылась, а в амбаре оказалась всего одна икона, та, что сияла золотом и была самая красивая: видимо из-за своих больших размеров ее не смогли утащить "добрые" люди. Татьяна, так звали учительницу, предложила перенести икону в дом тетки, до лета, а потом перевезти ее в музей на хранение, с условием передать в храм при его открытии.

Кто на иконе - понять мы не смогли, порешили, что там изображен один человек: при жизни и после смерти. Только через пятнадцать лет стало известно, кого написал художник.

Старый амбарчик, укрывавший святыню, этим летом прекратил свое существование. Сосед, разбиравший его, неодно-кратно высказывал удивление: "Теперь так не строят, пила с трудом шла. Он бы еще лет сто простоял".

Образ, спасённый прихожанами разрушенной церкви, теперь находится не в музее, а в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев города Шенкурска.

Взирают на нас с иконы два разных человека. Один, в красивой дорогой одежде, святитель Афанасий Александрийский, другой, в простой холщовой рубахе, праведный Афанасий Наволоцкий. Празднуется память этих святых в один день: 18 января по старому или 31 января по новому стилю.

В этот день Святая Церковь установила совместное празднование двух выдающихся святителей - Афанасия и Кирилла Александрийских, в знак глубокой благодарности за их многолетние и неусыпные труды в утверждение догматов православной веры и ревностной защиты их от еретических учений.

Сведения о праведном Афанасии, почерпнутые в минее месячной и настольной книги священнослужителя, очень скудны, буквально несколько строк. Жил он в конце шестнадцатого века, пришел из Каргопольских пределов в Олонецкую губернию, где основал монастырь в восьмидесяти верстах от возникшего позже Петрозаводска. Скончался святой близ Верхоледской слободки неподалеку от Шенкурска.

Возникает вопрос: почему рядом со святителем Афанасием изображен не святитель Кирилл Александрийский, а праведный Афанасий Наволоцкий? Что их связывает, ведь они даже жили в разное время и в разных странах?

Предположение, высказанное одним знакомым, что один является для другого небесным покровителем, меня не очень удовлетворило. Поэтому пришлось обратиться к различным информационным источникам: фондам музеев, библиотек и архивов.

ПРАВЕДНЫЙ АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ

Обратившись в Архангельский Государственный Областной Архив, получив разрешение директора на работу в читальном зале с подлинниками, заполнив анкеты исследователя, рассказал сотрудникам архива об интересующей меня теме. Мне предложили поработать с фондом Архангельской Духовной Консистории. После просмотра описей документов, на столе передо мной отчеты благочинных священников.

На 1916 год в Шенкурском уезде было самое большое количество храмовых сооружений - 237, из них церквей: приходских - 100, при женском монастыре - 2, кладбищенских без причта - 7, приписных - 22. Из всех храмов 101 были деревянные и только 30 каменных. Часовен было 106 - все деревянные.

В уезде было пять благочиний. Первое - Шенкурск и его окрестности. Второе - на юг по московскому тракту до границ Вологодской губернии. Третье по всей реке Ледь и части Ваги между ее притоками Ваймоньгой и Сюмой. Четвертое и пятое - располагались по Северной Двине.

Внимание привлекло третье благочиние, в нем находились одни из самых старых приходов края, начало которым было положено еще преподобным Варлаамом Важским Чудотворцем. Всего приходов было одиннадцать, название одного - Афанасьевский.

"Афанасьевский приход - не связано ли его название как-то с праведным Афанасием?" - поделился я своими размышлениями с сотрудницей архива.

"Знаете, в конце девятнадцатого века была издана книга о приходах Архангельской епархии, она есть в областной библиотеке, вы бы ее посмотрели".

Добролюбовка в двух кварталах от архива, работает дольше. Паспорт с собой, и вот меня уже регистрируют, получаю заламинированный билет читателя и поднимаюсь в отдел "Русский Север".

Книга, видимо, довольно востребована, ждать долго не пришлось, не успел выбрать стол, как мне принесли трехтомник "Краткие сведения о храмах и приходах Архангельской Епархии" издания 1895 года.

Какова была моя радость, когда догадка, высказанная сотруднице архива, полностью подтвердилась буквально с первых строк: "приход образовался из Афанасьевской пустыни, так названной по главной, прославившей ее святыне - мощам праведного Афанасия Наволоцкого Чудотворца".

О жизни этого угодника Божия почти ничего неизвестно, о чем сокрушаются составители книги. Те данные, что они приводят, были ими почерпнуты из древних манускриптов, хранившихся при Афанасьевской церкви. Продолжая работу в архиве, я нашел тому косвенное подтверждение. Таким образом, в данных книгах приводятся не вымышленные, а реальные факты, хотя и не в полном объеме.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага