Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
7 апреля 2006 (14)
Инф.

Русские духовные традиции

(По материалам книги И. Медведевой и Т. Шишовой "Дети нашего времени", М., 2005 г.).

Строй души ребенка вырабатывается постепенно. И, конечно, родители и педагоги должны прежде всего осознать, какими они хотели бы видеть своих детей лет этак через :дцать. Для этого надо самим двадцати-тридцатилетним мамам хоть немного разбираться в реалиях современной жизни и не следовать слепо рекламируемой телевидением и прессой установке на "красивую жизнь", в которой нас только и призывают к тому, чтобы "расслабляться", "наслаждаться" и служить прихотям своего "Я". Это необходимо для того, чтобы лет через десять, а то и меньше не разводить растерянно руками на приеме у специалиста-психоневролога или в детской комнате милиции и с сокрушением вздыхать "Ах, мы не знали:".

Надо знать, что существуют определенные архетипы моделей поведения в жизни каждого народа, то есть те глубинные черты, которые проявляются бессознательно в жизни людей. Например, русским людям свойственна щедрость, доброта, сострадательность и бескорыстие. Рука русского человека веками была рукой "дающей", а не "берущей". И поэтому в России не идут реформы, затеянные "перестройкой". Представителям русского менталитета не ложатся на душу разговоры про священную частную собственность. Более того, русским людям и без объяснений понятно, что такие разговоры служат в России дымовой завесой для безбожного воровства (вспомните хотя бы историю с ваучерами).

Кроме того, не следует забывать, что Россия - страна, более тысячи лет исповедующая православие. В православной культуре (в традициях которой мы все воспитаны, независимо от степени религиозности или даже отсутствия оной) принято благоговеть перед духовными святынями, а поклонение материальным ценностям (в том числе и собственности) трактуется как язычество, как идолопоклонство. Что такое собственность, как не золотой телец? А что такое золотой телец, как не идол? Ну, а коли идол сакрализован, обожествлен, следовательно, истинного Бога нет. С отменой Бога отменяются и его заповеди. А ведь одна из первых заповедей гласит: "Не укради!".

Вторая важная характеристика: отношение к частной собственности в России не абсолютизируется. Иными словами, отношение к собственности связано с происхождением. Известное изречение Веспасиана "деньги не пахнут" в нашей культурной системе не работает. Здесь деньги пахнут, и совсем немаловажно, пахнут они трудовым потом или нечестной наживой. Причем, психологические установки, если пользоваться геологической терминологией, бывают разной глубины залегания. И важность глубинных пластов бессознательно признают сегодня психологи самых разных в мире школ и направлений.

В прочности традиционных установок педагоги-психологи постоянно убеждаются, работая с детьми, находящимися в пограничных состояниях психики. Число таких детей за последние годы не уменьшается, а растет. О проблемах современных детей вы можете прочесть в интересной книге известных педагогов-психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой "Дети нашего времени", которую можно приобрести в шенкурской церковной лавке.

Авторы книги предостерегают нас, что "размывание" традиционных этических норм ведет к невротизации детей. И утверждают, что они добиваются хороших результатов в работе с детьми (то есть возвращают их к норме) как раз благодаря восстановлению этих границ.

Хочу обратить внимание родителей и педагогов на цитату из этой книги, отражающую и мой опыт работы: "В последние годы и мы, и наши коллеги-психологи, не сговариваясь, отмечаем, что сегодняшние дошкольники гораздо хуже, чем дошкольники 80-х, различают нравственные оттенки в поступках людей. По существу у них две основных характеристики: "плохой" или "хороший". Более точное определение (злой, жадный, грубый, ленивый, вредный и т.д.), даже когда даешь очень простую, а то и примитивную ситуацию, вызывает существенные трудности. Вот они - первые симптомы деградации. Динамика тут ясна: сначала перестают различать оттенки, а потом основные цвета. В то же время смены ценностных ориентиров, то есть ожидаемой трансформации (на что и нацелены реформы "перестройки") не происходит. В массе своей дети не становятся более расчетливыми, предприимчивыми, конкурентными, превыше всего ставящими личный успех и благополучие. Иными словами, не приобретают - ну, хоть ты тресни! - положительных черт, на которые так надеются идеологи реформ".

А поскольку традиционные этические нормы мы теряем, а новые, нам не свойственные, не усваиваем, то повсюду наблюдаем от самого начала "перестройки" стремительную криминализацию жизни. "Реформы в России проходят на фоне неуклонного роста преступности". Это, похоже, стало аксиомой. Как и утверждение, что преступность в последние годы резко помолодела.

Авторы полагают, что реформы и преступность вовсе не обязательно должны идти рука об руку. Очень многое зависит от того, правое ли это дело (именно правое, а не правовое!) или неправое. Если абстрагироваться от множества конкретных мотивов, толкающих людей на те или иные преступления, то можно выделить фактор, общий, пожалуй, для самых разных преступников: все они несчастливы. Иными словами, рост преступности свидетельствует о том, что все больше и больше людей в стране чувствуют себя несчастными. Следовательно, не всякая реформа вызывает всплеск преступности, а та, которая приводит к душевной угнетенности (между прочим, и специалисты-психиатры, и невропатологи отмечают за последние годы рост депрессивных состояний среди нашего поколения).

Особо стоит остановиться на "благородной и перспективной" идее свободы для отдельной личности, которую стремятся внедрить в сознание наших детей и взрослых благие реформаторы современной жизни. Психологи считают, что и тут мы ступаем даже не на скользкую, а скорее на заминированную тропу. Дело в том, что для русского менталитета обе эти идеи - справедливости и свободы - не просто важны, а сверхценны. Обе они входят в культурное ядро. Да-да, несмотря на расхожие сентенции о "стране рабов" и о "рабской психологии", свобода в России - одна из главнейших ценностей, но тут такая же история, как и с понятием собственности: европейская матрица не накладывается на русские представления о свободе. А поэтому, если стоять на позициях евроцентризма, может показаться, что русским вкус свободы неведом, недоступен и неугоден одновременно.

Тем не менее, вся русская история и культура проникнуты стремлением к свободе. Что такое собирание земель при Иване Калите, как не стремление освободиться от междоусобной распри? Разве не освобождение русской земли от "полчищ поганых" - главная тема "Слова о полку Игореве"? И то, что после татаро-монгольского ига вот уже полтысячелетия никто не смог завоевать нашу страну, хотя не раз пытались? Как это увязать с рабской психологией?.

Различия же в западных представлениях о свободе и наших - не в частностях, а в самой сути. В западных представлениях о свободе во главу угла поставлена свобода отдельного человека. То есть частная жизнь является важнейшей ценностью. Образно говоря, на Западе, в этом открытом мире "железный занавес" висит на окне каждого дома, каждой квартиры. И это воспринимается как благо и как священное право.

Сказать, что в России отдельный человек и частная жизнь не имеют никакой ценности, значит, либо ничего не понимать, либо безбожно лгать. Все социологические опросы показывают огромную важность семьи для наших людей. И это даже сейчас, при такой ужасающей статистике разводов!

Но в коллективном бессознательном русского народа заложено представление о свободе как о личном благе, напрямую увязанным с благом всеобщим, то есть с идеей всеобщей справедливости. В России, как ни старайся, не получается огородиться "железным занавесом" на окне. Это не дает ощущения психологического комфорта, ибо свобода здесь предполагает и чистую совесть, свободную от угрызений.

Окончание - в следующих номерах.

Обзор подготовила психолог Светлана Асауляк.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага