Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
24 марта 2006 (12)
Валентина Павловская.

Нежелание детей учиться

и равнодушие их родителей становится главной проблемой для россохинских педагогов.

На берегу речки Зимней стоит в Россохах двух- этажная основная школа. Она давно стала не только центром образования, но и всей общественно-культурной жизни поселка. Его история, как рассказали мне педагоги, началась почти восемь десятилетий назад с единственной улицы бараков, которые построили, в них же и жили ссыльные поляки. Что касается названия, то недалеко от поселка Россохи соединяются две небольшие речки - Зимняя и Калдыш, а в старину место слияния рек именовали россохой.

Молоденькая горожанка, получившая диплом учителя иностранного языка, приехала из Архангельска в Россохи по строгому распределению. Сегодня Любовь Николаевна Мелкая с улыбкой вспоминает 1980 год и свои первые впечатления: "Мне первое время казалось, что глуше этого места быть не может. Почта приходила раз в две недели - какая дикость! Мы возмущались и везде писали, и в райком партии тоже. Нас в том году сразу пять учителей сюда направили". Оставаться здесь она не собиралась. Задержало : замужество. Так что все 25 лет педагогического стажа у Любови Николаевны заработаны в Россохинской школе, последние два года она - ее директор. Наша беседа непроизвольно началась со сравнения.

- Когда в 80-м я приехала сюда, в школе было более 100 учеников, только поселковых, - рассказывает Л.Н. Мелкая. - Сейчас всего 30, ровно половина из них дети из Кодемы и Шахановки. В следующем учебном году к нам придет один первоклассник, сегодня их двое. Пока в нашем поселке 14 дошколят, и нет никакой гарантии, что часть детей будут нашими учениками, поскольку уезжают отсюда семьи. Уже несколько лет постоянно стоит вопрос о закрытии основной школы. В планах оставить здесь лишь начальную. Но до школы в городе еще дальше, будут ли ездить туда, если у нас с доставкой шахановских ребят постоянные проблемы.

- И в чем же причина?

- Восьмой год при нашей школе интернат для приезжающих ребят. В этом году15 учеников привозят из Шахановки и Стрелки. Но из 15 могут приехать после выходных лишь 5 или 6, значит, остальные пропускают всю учебную неделю. Выясняем, объясняют, что заболели. После зимних каникул вообще полторы недели их не было, привезли в самые морозы, на улице под минус сорок. Потом все три недели они жили в интернате, не увозили их на выходные. Большинство этих детей из проблемных неблагополучных семей, родители пьющие, не имеют постоянной работы. За три недели, что дети не ездили домой, родители хотя бы побеспокоились, посылочку с попутной машиной ребенку послали. Нет заботы, как он тут. Учителя даже деньги собирали, чтобы купить для этих детей что-то покушать.

Не все родители за питание детей в интернате вносят плату - всего-то 10 рублей в день: завтрак, обед, ужин. Родители считают, что мы их здесь все равно накормим, не оставим голодными. В прошлом году они ушли на летние каникулы, школа имела 5 тысяч рублей долга за продукты. Продукты мы берем в магазинах.

- А за подвоз тоже родители платят?

- По договору с родителями они за подвоз должны платить 80 рублей в месяц, и тоже не полностью и не все эти суммы вносят. Часть денег (на бензин, на содержание машины) выделяет Шахановская администрация. Возможно, и с бензином бывают сложности. Не располагаем мы оперативно нужной информацией, связи с Шахановкой нет, дети живут в разных деревнях. Иногда заезжает к нам шахановская глава, с ней вопросы решаем. С почтовой машиной передаем свои просьбы, письма родителям шлем или их в школу вызываем. Да и сами педагоги по возможности ездят в Шахановку и Стрелку, чтобы побывать в семьях.

- Для педагогов сложность в том, как заставить учеников посещать школу?

- Да, иногда просто за руку приходится учеников приводить в класс или в интернате упорно уговаривать их сесть за подготовку домашних заданий. Из-за нежелания детей учиться, из-за продолжительных пропусков сложно пройти даже минимум обязательной программы обучения. У нас преподаются все предметы. Успеваемость усердием и усилиями педагогов дается, все пропуски учеников приходится компенсировать дополнительными занятиями. Если бы родители шли навстречу, конечно, многие сложности легко было бы разрешить. В большинстве трудных для нас случаев вообще нет никакого родительского контроля за ребенком. По нашим наблюдениям, скорее ребенок о родителях больше печется. Разве об учебе он будет думать, если уехал из дома на неделю и переживает, как бы батька не напился и дом не спалил или что родители должны деньги получить - опять все пропьют. В пятый класс они к нам приезжают курящими - и девочки, и мальчики. Для них и их родителей это воспринимается как норма. В девятом классе они уже выпивают. Обращаемся за помощью в милицию, в подразделение по делам несовершеннолетних. Стараемся мы удержать их от нехороших поступков. Не всегда удается.

- Любовь Николаевна, а материально как школе живется?

- Скудно живется. Ходим с протянутой рукой. Не так давно пила нужна была, опять просили - Александр Анатольевич Колыбин, руководитель "Юмижлеса" дал. У кого что выпросим. К началу учебного года школу подремонтировали, покрасили. Но будет ли для нас праздником следующее 1 сентября?

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага