Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
30 декабря 2005 (52)
Галина Сычева

Оранжевый свет

(Послесловие)

Да, оранжевые рассветы у нас бывают не каждый день. Но 11 декабря сцена Дома культуры в Шенкурске, где проходил концерт, посвященный 20-летию ансамбля русских народных инструментов "Скерцо", буквально купалась в лучах оранжевого солнца. Оно, дробясь, отражалось на лицах и в глазах зрителей, отчего они становились такими красивыми и одухотворенными. И частенько приходилось доставать платки, чтобы вытереть слезы радости и гордости за свой любимый ансамбль. Но чаще других прикладывал платок к глазам старый учитель, скромно сидевший в темноте зала. У каждого человека в жизни есть своя горка, на которую он влезает, карабкается и, наконец, восходит. А если это еще человек творческой профессии, который повторился в своих учениках, то на ее вершине он с полным правом может оглянуться и подвести итоги.

Сегодня это был и его день, и его триумф. Ведь на сцене почти все оркестранты (и даже приехавшие из других городов), творившие чудо, были когда-то его учениками. А, пожимая руку Е.А. Шматовой, маэстро Цыганков пожимал руку и старому учителю (она была одной из его учениц).

В молодости он сам был великолепным солистом-домристом филармонии, когда ему аккомпанировал известный композитор Петр Федорович Кольцов. Город помнит, как пела его домрачка (персонально для него заказанная в Москве) на концертах в театре, в филармонии, на радио, в оркестре Северного хора.

Сама Антонина Яковлевна Колотилова, заполучив себе в оркестр такого домриста, беседовала с ним целых 2 часа! Мечтала она, чтоб у нее в оркестре были свои местные музыканты. И молодой музыкант на всю жизнь запомнил ее слова. Он выполнил ее мечту. Хоть сам не задержался надолго в ее оркестре - потянуло в педагоги, 17 его учеников в разное время работали в оркестре Северного хора. А теперь уже ученики его учеников работают там.

В 1957 году его отправили открывать класс домры в 3-й Северодвинской музыкальной школе. Желающих учиться на домре не оказалось вовсе. В ту пору струнные народные инструменты с большим трудом "пробивали" себе дорогу. Считалось, что национальный оркестр - искусство второго сорта. И, чтобы утвердить свой инструмент, нужно было самому блестяще играть. И тогда он просто дал всем, не поступившим на фортепиано, на скрипку, баян, сольный концерт на своей любимой домрачке. И:около 30 человек тут же запросились к нему в ученики.

Прошли годы службы в армии, годы учебы в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. 33 года учитель преподавал домру и оркестровое дирижирование в Архангельском музыкальном училище. Знания он всегда давал со знаком качества. Он никогда не был музыкальным тренером, не работал по принципу "делай как я". Старался докопаться во всем до сути и сам всегда оставался вечным учеником: будучи уже педагогом, "грыз" теорию музыки, гармонию, анализ музыкальных произведений. Этому учил и своих питомцев.

Гордился, когда они становились лауреатами на зональных конкурсах (Валя Шапкина, Лена Репина, Ольга Глинкина, Елена Козлова, Люба Ярунова) или как Саша Виричев, дипломантами международного конкурса. Учитель создал свою школу исполнительского мастерства. И сейчас все педагоги по классу домры в училище и в детских школах искусств от Коряжмы до Нарьян-Мара - его ученики. 70 процентов его воспитанников получили высшее образование в консерваториях или в музыкальных вузах.

Вспоминал сегодня старый учитель, как после окончания Гнесинки он, один из немногих, получил в диплом вторую специальность - оркестровый дирижер. Госэкзамен по дирижированию он сдавал перед оркестром Всесоюзного радио и телевидения. Его тогда уже заметили. И поступило предложение - стать вторым дирижером оркестра им. Андреева Ленинградского радио и телевидения. Рекомендовали в Астрахань дирижером симфонического оркестра.

Но не смог он изменить своему Северу и тайге, и охоте, и рыбалке, и:своему оранжевому солнышку, хотя был буквально помешан на дирижировании и даже в лес брал с собой партитуры и часами там с ними работал.

17 (!) лет руководил оркестром на заводе "Красная кузница" и городским оркестром народных инструментов - отводил душу.

Вечером на дружеском ужине, который состоялся после концерта, жена и концертмейстер маэстро Цыганкова справедливо отметила: "Ваша (то есть шенкурская) публика воспитана, и это очевидно, на выступлениях и концертах "Скерцо" (от себя я бы еще добавила - на выступлениях народного хора, народного театра, библиотеками, музеем и "Важским краем" - прессой) потому как она слушает, принимает и реагирует на каждый номер. С такой грамотной, чуткой аудиторией мне не приходилось встречаться. Поверьте мне - я много концертирую".

Браво, шенкуряне!!!

Отдельной строкой хотелось бы отметить, что не получился бы этот праздник, если бы не наши предприниматели-меценаты (красивое слово!), которые помогли ему состояться. Пусть удача сопутствует им во всем!

И в заключение. Маэстро Цыганков, будучи сам педагогом Гнесинки, сказал: "На 2-м курсе у нас учится по классу домры великолепная девочка - Скрозникова, у которой блестящее будущее. Она уже сейчас своей игрой обратила на себя внимание всех педагогов".

А девочка-то эта - наша северянка! И пусть греет ее в далекой Москве наше оранжевое солнышко! Ученица Валентины Шапкиной, которую когда-то выучил, воспитал и оставил в училище после себя педагог - заслуженный работник культуры России Николай Афанасьевич Шпанов. Вот и повторился учитель в своих учениках!

Скоротечные зимние закаты. Но в этот вечер над Вагой долго не хотела гаснуть оранжевая полоска света.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага