Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
2 декабря 2005 (48)
Светлана Плотицына,

Вчера дошкольник - сегодня первоклассник

"Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера, пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений".

В.А. Сухомлинский.

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании - проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. В законе "Об образовании" ст. 17, п. 3 говорится: ":Образовательные программы дошкольного, начального, общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая базируется на предыдущей:". Отношения между начальной школой и дошкольным образованием регулируются сложно потому, что стандарт дошкольного образования не предусмотрен. И вообще дошкольное образование в нашей стране необязательное.

Школа предъявляет к ребенку, поступающему в 1 класс, определенный набор требований, знаний, умений, навыков без которых он просто не сможет обучаться в 1 классе. 17 октября в Шенкурске состоялось совместное районное методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей детских садов, где обсуждалась проблема преемственности между детским садом и начальной школой.

Участники совещания посетили открытые занятия в подготовительных группах детских садов города и уроки в первых классах Шенкурской средней школы. Перед собравшимися педагогами, а было их более 70 человек, выступила педагог-психолог О.П. Анфимова. Она проанализировала проблему преемственности с психологической точки зрения. Также Т.А. Грехова, заместитель заведующей детсадом N 1, познакомила присутствующих с обновленной программой детского сада, С.А. Плотицына, специалист РОО, выступила с вопросом "Развитие вариативных форм и услуг при подготовке детей к школе".

Одно из решений методобъединения - работа с семьей, так как огромную роль в развитии ребенка, помимо детсада и школы, играет семья. Ведь 60 процентов интеллекта закладывается до 4 лет. И если родители от рождения до 4 лет общаются с ребенком недостаточно, не играют с ним, не уделяют внимания его развитию в физическом и психическом плане, то ни детский сад, ни школа не смогут восполнить этот пробел.

Главным критерием готовности к школе для большинства родителей является умение ребенка читать и считать (механический счет до 20 и более). Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в определенном уровне развития познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.

Ребенок должен уметь слушать и слышать говорящего в коллективе, уметь работать "по правилу", хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, произвольно управлять собой (делать не только то, что хочется, но то, что требуют ("надо").

Занятия будут работать на развитие познавательного интереса, если в ходе его:

- думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

- удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

- внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);

- фантазируют (создают новые образы).

Ребенок - субъект познания: решает проблему, используя свой опыт, а не воспроизводит услышанное от воспитателя. Развивайте детей через чтение книг, пословиц, поговорок, объясняйте их значение. Загадывайте загадки, учите наизусть стихи, пересказывайте небольшие сказки и рассказы.

В этом учебном году 152 ребенка Шенкурского района стали первоклассниками. И уже сейчас выявились дети, которым трудно осваивать программу 1 класса. Если в детском саду воспитатели совместно с родителями стараются развить ребенка, готовят его к обучению в школе, то в настоящее время по спискам РОО более 30 детей не посещают дошкольные учреждения, т.е. 1/5 часть детей, идущих в 1 класс в 2006 году, сидит дома с родителями, бабушками или одни (часто эти дети предоставлены сами себе). Наша задача: предоставить равные условия всем детям, создать им одинаковые стартовые возможности перед 1 классом. Родителям, детским садам, школам надо приложить все усилия, чтобы помочь всем детям, а особенно этим 30 дошкольникам. Варианты помощи в каждом случае разные: где-то можно организовать подвоз в садик вместе со школьниками или самостоятельно, родителям можно получить консультацию в детском саду или школе, обратиться к психологам или логопедам, организовать посещение детьми одних только занятий в детском саду (без питания и соответственно оплаты), занятия в школе у учителя, набирающего 1 класс. Родители имеют полное право обратиться в образовательные учреждения по месту проживания или к администрации за помощью в этом вопросе.

Если у ребенка есть какие-то нарушения в речи или отклонения в развитии, то очень важно провести раннюю диагностику и показать его специалистам, особенно тех детей, кто не посещает детские сады. Нередки случаи, когда ребенок не посещал детсад и дома с ним никто не занимался, а при обучении в 1 классе начинаются сложности, ребенок не хочет идти в школу. Надо помочь ребенку, чтобы таких ситуаций не было.

В начальную школу приходят дети с разным уровнем подготовки. И пока такая ситуация существует, она будет порождать новые трудности. Чтобы хоть как-то решать ее, разработан минимум, который ребенок в силу своего возрастного развития должен обязательно усвоить, а иначе он не сможет обучаться в школе. Этот стандарт не зависит от того, посещает ребенок детский сад или нет. Таких ориентиров не так уж много, и они должны стать общими для всех.

И сегодня мы публикуем этот минимум подготовки к школе для родителей, дети которых идут в 1 класс.

Светлана Плотицына, специалист РОО, Ольга Анфимова, педагог-психолог Шенкурской средней школы.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага