Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
18 ноября 2005 (46)
Валентина Павловская.

Заглянем за кулисы

Шенкурского театра накануне нового театрального сезона. Он открывается 18 ноября премьерой и бенефисом. Отмечает театр еще одно значимое событие: тридцать первый год его коллектив носит почетное звание народного.

Роль режиссера

неоспоримо важна. Он, как архитектор и доктор, определяет фундамент и способы построения театрального дома, следит за его самочувствием. В Шенкурском театре после присвоения звания народного первым режиссером более 7 лет была Любовь Сопова, а далее ее последователи постоянно менялись - Валерий Грибанов, Ольга Паюсова, Ольга Соломонова, Елена Ельцова, Людмила Долгобородова, Людмила Макарова, Андрей Лебедев.

Людмила Фадеева пришла в театр осенью 1993 года, считает, что ей повезло работать вместе с режиссером Л.В. Долгобородовой. Именно от Людмилы Васильевны впервые услышала предложение попробовать себя в качестве режиссера. Но тогда Людмила работала воспитателем в детском саду, даже предположить такого не могла. На режиссерском поприще она уже шестой театральный сезон. За это время поставлено пять спектаклей. Любой начинается с подбора пьесы. Это делает режиссер. На общем сборе труппы вместе выбирают, но роли режиссер распределяет сама, при этом обязательно спрашивает у актеров - кто в какой роли себя видит. Повторные читки пьесы уже идут по ролям с обсуждением. Сегодня вместе с режиссером в труппе 8 человек. В этом и заключается сложность работы с народным театром. Актеры здесь любители, а не профессионалы, которым по силам любая роль. Иногда постановку понравившейся пьесы приходилось откладывать. Так получилось с "Заграничной идеей", ее вынашивали почти 3 года.

В старые добрые времена Шенкурский народный театр успевал подготовить за сезон и два спектакля. Но времена изменились. Во-первых, труппа стала малочисленнее раза в два. Во-вторых, все сложнее решать вопросы финансирования. В последнее время ежегодно театралы стараются выступать в сельских клубах с новыми спектаклями. С особым вдохновением играется, если собирается много зрителей.

Перемены

в репертуаре

Трагедии, драмы и мело- драмы уступили место сказкам, комедиям. Но это не говорит о том, что последние относятся к более легким жанрам. Когда Л.В Фадеева стала режиссером, обратились к сказкам, наверное, потому, что ей самой по духу они были ближе. Вся ее профессиональная деятельность была связана с детьми. Но сыграть сказку не так уж и легко. Дети не терпят никакой фальши. Не забыть такой курьез: во время показа первой сказки "Иван да Марья" по ходу действия Иван, убивая Идолище, стукнул мечом об пол. После этого удара все дети в зале закричали: "Мимо! Мимо!". Детей не обманешь.

Поставили подряд три сказки. Захотелось учесть пожелания зрителей, взяться за классику. В прошедшем году выбрали пьесу И. Крылова "Урок дочкам", комедию, написанную в 19 веке, но ни- сколько не утратившую актуальности. Для нового спектакля текущего сезона - детектив Агаты Кристи. Шенкурский театр всегда тонко чувствовал и реагировал на перемены в стране, обществе, обращаясь к темам и драматургии, актуальным текущему моменту. К примеру, в годы перестройки во второй половине 80-х были поставлены "Диктатура совести" М. Шатрова и "Мандат" Н. Эрдмана, в девяностые - "Тень" о взаимоотношениях власти и народа.

Семь характеров

в распоряжении у режиссера. Из особенностей каждого гармонично строится спектакль. У Вероники Поспеловой порывы прийти в театр были еще в школе. Не посмела, стеснялась. Прошло несколько лет. Она уже вышла замуж, родила ребенка. Однажды к ним домой зашла в гости Л.В.Фадеева, которая первый год работала режиссером. Она с радостью отнеслась к желанию Вероники, вскоре роль специально для нее подобрала в пьесе "Иван да Марья". В этом спектакле она впервые вышла на сцену 5 лет назад. Благодаря театру даже изменилось ее отношение к жизни, легче стало общаться с людьми, справилась со своей излишней застенчивостью. Проявились ее организаторские таланты. Вероника сейчас заведует постановочной частью театра.

Специалист территориального отдела роспотребнадзора Ольга Сафонова на сцене тринадцатый сезон. На работу в Шенкурск приехала 16 лет назад. Соседка по общежитию работала в Доме культуры, она сагитировала петь в вокальной группе. Были приглашения и от режиссера Л.В. Долгобородовой. Решилась.Приняли ее очень хорошо. Выход на сцену для Ольги не страшен: "Я вообще дама без комплексов".

Николай Романовский с детства выступал на утренниках, вечерах. Окончив ПГУ, работал учителем в школе и отвечал в профкоме за культмассовую работу. Видимо, заведующий постановочной частью театра Леонид Морозов безошибочно увидел в Николае актера, когда в октябре 1997 года предложил ему поучаствовать в спектакле "Дом, который построил Свифт". С ним поехал театр на областной фестиваль в Няндому. Николаю пришлось играть четыре эпизодические роли с переодеваниями. Свой дебют запомнит на всю жизнь. У корреспондента районной газеты "Важский край" Н. Романовского коллеги по сцене отмечают его удивительную память, пунктуальность, литературные способности.

Помощник судьи Алексей Доильницын из начинающих актеров. Стал им, можно сказать, с благословения супруги Ольги Владимировны. Именно ее театралы попросили провести переговоры и передать Алексею их приглашение с предложением серьезной роли дворянина Велькарова в спектакле "Урок дочкам". У него был опыт выступлений в студенческом театре. Поэтому без сомнений он шел на первую встречу с режиссером, возвращался домой уже с пьесой Крылова. Роль получил интересную и вполне достойно с ней справился. Настолько он оправдал ожидания коллектива, что в расчете на участие Алексея было решено вернуться к давно понравившейся пьесе "Заграничная идея". Благо, что у самого Алексея желание играть не пропало.

Для начальника вневедомственной охраны Алексея Шаткова творческим стартом было участие с 1979 года в агитбригаде Дома культуры. Через год режиссер Любовь Сопова пригласила его в театр. Роль ему досталась маленькая в серьезном спектакле. Захватило сие действо. По характеру Алексей человек веселый, по душе ему импровизация на сцене. Иногда ему даже приходится себя сдерживать, ведь не каждая роль, не всякий партнер по сцене позволяют выходить за строго установленные рамки. С годами к театру он не охладел.

Режиссер Ольга Соломонова в 1986 году хотела ставить Эрдмана, но поначалу не могла определиться, какую из его пьес - "Мандат" или "Самоубийцу". Обратилась за консультацией к учителю Шенкурской средней школы Тамаре Чесноковой. Выбрали "Мандат", а в этой пьесе много действующих лиц и большая массовка, в которой оказалась и литературный консультант да еще и с двумя своими маленькими сыновьями. К слову сказать, Тамара Дмитриевна с детства мечтала играть на сцене. И такой счастливый случай ей представился. С той поры играет и считает, что у сцены велика сила притяжения.

Увлечение театром в семье Глазачевых давнее. Еще мальчишкой Алексею случалось выходить на сцену, когда в Шенкурском театре играл его дед. Был Алексей активным участником театральной студии в профучилище. И в народном театре рабочий ПМК А. Глазачев один из тех актеров, кто верен сцене многие годы.

В непохожести, индивидуальности актеров заложена особая аура Шенкурского театра. Но уместно заметить, что для актеров-любителей театр это прежде всего требующий душевных сил труд, а не развлечение. Еще и здоровье необходимо, если учесть, что в Доме культуры зрительный зал не отапливается, а актерам порой приходится играть в легких костюмах, когда при произношении реплик от чрезмерного холода изо рта валит густой пар. Как спасительный вариант был выбран зал с абсолютно неприспособленной сценой кинотеатра. Репетиции часто идут в театральном классе художественной школы. Театралы вынуждены совершать перемещения и терпеть неудобства, при этом имея идеально подходящую для театральных постановок сцену в ДК. Обидно, что не всегда можно ею воспользоваться.

Традиции театра

У него богатая история, начало которой относится к концу 19 века, к первой театральной постановке самодеятельных артистов Шенкурска. Более полно представлены материалы о последних десятилетиях с большими фотоархивом и видеотекой. Память стараются сохранить о каждом из театралов. Берегут традиции, а в их числе интересные по форме открытие и закрытие сезона, актерские капустники, поздравления с праздниками, рождественские вечера, колядование, выходы на природу с театрализацией, дни Нептуна на пляже. Тесно сотрудничает театр с библиотекой, музеем, театральным отделением художественной школы. Его преподаватели Л.В. Долгобородова и Е.А. Ельцова остаются бессменными консультантами и помощниками театралов. Участвуют актеры в проведении городских праздников, детских игровых программ, создали даже свою комикс-группу "Чай, кофе, карвалол". Есть у народного театра свой талисман - белый мишка и обычай отмечать его день рождения. Подарен мишка был 27 лет назад в Вологде. Приходят в гости к мишке актеры всех поколений. Очень много костюмов делают театралы своими руками, в этом умении особенно отличался Василий Неверов. Вообще он был мастер рисовать, делать прически, гримировать, играть. Давняя традиция - торжественно посвящать новичков в актеры. Непременно участвует Мельпомена со свитой, а актер проходит "огонь, воду и медные трубы", дает клятву. Коллектив в поисках новой актерской поросли. Приглашают пополнить театральное сообщество всех неравнодушных к творчеству, не взирая на возраст. Очень ждут, что вернется в театр кто-то из старых актеров, что придет новичок, желающий попробовать себя в актерстве, и скажет: "Возьмите меня!" Примут с радостью!

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага