Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
30 сентября 2005 (39)
Светлана Соболева.

Вера. Надежда. Любовь.

С этими нравственными категориями педагоги Шёлашской начальной школы знакомят своих подопечных уже в третьем классе. Третий год заведующая школой-садом Любовь Семёновна Чекина и её бывшая ученица Наталья Валентиновна Черныш работают с ребятами по программе москвича Игоря Кузьмина "Истоки".

В школе холодно. Пока думали да гадали, кому передать котельную Шёлашского лесопункта, начался учебный год. Во время разговора с собеседницами дружно дрожим от холода. Детвора бегает на большой перемене, а я слушаю Любовь Семёновну Чекину.

- В этом году разменяла тридцать второй год непрерывной работы в этой школе, - сообщает она. - Родом из Вельского района, на последнем курсе Каргопольского педучилища, ещё до государственных экзаменов, пятерым выпускникам разрешили сдавать экзамены в институт, в том числе и мне. Так что весной 1974 года стала студенткой заочного отделения Череповецкого филологического факультета, а в сентябре начала работать в Шёлашской начальной школе. С той поры в моей трудовой книжке единственная запись. Как так получилось - сама удивляюсь! Но вся жизнь прожита здесь, и школа, по сути, стала для меня уже больше, чем второй дом.

На выбор профессии учителя, по признанию Любови Семёновны, повлияла её мама. В семье было четверо детей. Старшая дочь стала высококлассным кулинаром, средняя - врачом, младшая - педагогом, сын - военным. Вот только мама умерла очень рано: Любовь всего лишь год отработала в школе.

- Здесь здание школы было старое, с печками, мы его до сих пор оплакиваем, - говорит Л.С. Чекина. - Директором работала Инна Ивановна Наумова, вторым учителем - Надежда Матвеевна Илатовская. Меня направили на группу продлённого дня, где я ни одного дня не проработала. Я мечтала о своём классе, хотела учить детей! И знаете, учителя согласились, в школе было три класса, и мне дали класс. А "продлёнку" мы распределили на троих, как дополнительную нагрузку. Вместе с этими педагогами мы трудились бок о бок одиннадцать лет, и считаю, что мне очень повезло.

Когда (в 1998 году) началь ную школу и детский сад в Шёлашском объединили, старое здание снесли, а сама школа перебралась в помещение детского сада. Любовь Семёновна уже тринадцать лет как работала директором Шёлашской школы.

- Быть директором меня научили мои наставники. Во-первых, они меня сильно не опекали и очень многое сразу доверили, - поясняет Л.С. Чекина. - Опекай, не опекай, а учителем надо становиться! Есть у тебя интерес к этой работе - и ты сама будешь её делать. Сама! А помощь нужно оказывать, когда человек о ней попросит. Иногда ведь нужен совет более опытного человека. Так меня научили, и в общении с коллегами я всегда старалась придерживаться этого правила.

Как только в 1985 году Инна Ивановна Наумова вышла на пенсию, у её преемницы Любови Семёновны вот-вот должна была родиться долгожданная дочка.

- Замуж за Александра Павловича Чекина я вышла в 1977 году, но у нас долго не было детей, - поясняет моя собеседница. - Назначение на должность директора совпало с затяжным декретным отпуском, поскольку после Иришки, через год у нас появился Павлик.

Уже второй год Шёлашская начальная школа-сад является структурным подразделением Устьпаденьгской основной школы. При переходе из директоров в подчинённые Л.С. Чекина никаких перемен не почувствовала. "Мне всегда везло на коллег, на руководителей, удавалось работать без конфликтов! Люди у нас замечательные"! - не раз в ходе беседы повторяла моя собеседница.

Ученица Чекиной - Наталья Валентиновна Черныш трудится в родной школе с 1987 года.

- В том же году я закончила Шенкурскую среднюю школу и - сразу на работу сюда, в группу продлённого дня! - сообщает вторая шёлашская учительница. - Тогда ещё действовал комсомольский призыв. Год проработала, поступила в институт и заочно окончила факультет начальных классов.

Сегодня Наталья Валентиновна - руководитель сильнейшего в районе методического объединения учителей начальных классов из Шереньги, Паденьги, Устьпаденьги и Шёлашского. Третий год по всему этому кусту педагоги работают по программе московского автора Игоря Кузьмина "ИСТОКИ". Первые результаты эксперимента обнадёживают: дети с радостью воспринимают традиционные социальные и культурные ценности русского народа.

Листаем учебник вологодского автора А.В. Камкина по программе "Истоки" за второй класс. Темы просты и понятны: Семья. Имя. Род. Деревня. Город. Исторические подвиги. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Образ. Икона. Храм. Труд души. Труд земной. Родные просторы.

- У нас в школе эта программа началась со второго класса, хотя можно работать по ней уже с дошколятами, - рассказывает Л.С. Чекина. - Мы воспитываем в детях уважение к их роду, доброму имени, чести семьи и фамилии. Параллельно, по желанию родителей, ребята ведут семейный альбом. Ведь от семьи-то мы теперь совсем ушли! И очень хочется вернуть её роль обратно.

Темы для третьеклассников предлагаются уже более серьёзные: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. София. Ум и разум. Истина. Знание. Мудрость.

- Когда речь шла об образах, иконах, я боялась занести их в класс, - признаётся Любовь Семёновна. - Думала, как дети воспримут? Ведь всё это так далеко от тех телевизионных передач, от той грязи, которая льётся в детские души каждый день. Результат превзошёл все ожидания. Дети очень хорошо воспринимают информацию о наших православных истоках, о нашей вере.

С неподдельным интересом занимаются школьники младших классов по программе "Истоки". Четвероклассников ждёт в этом году разговор о традициях и Отечестве. В дальнейшем изучение программы будет продолжено ими в 5-8 классах Устьпаденьгской школы. Педагоги не скрывают, что им очень хочется заглянуть вперёд, посмотреть, кем и какими людьми вырастут их ученики, с которыми после десятилетий безбожия они теперь говорят на такие вечные темы.

Огорчает, что за 32 последних года количество учащихся в Шелашской начальной школе сократилось с 75 до 18 человек. Радует, что руководство Шёлашского лесопункта помогает материально этому учебному заведению. Этим летом за счёт средств предприятия была полностью произведена замена системы отопления в детском саду, а также выделены материалы на забор и на ремонт крылечек. Игорь Анатольевич Ганин подарил школе личную библиотеку и пианино. Педагоги школы и впредь намерены продолжить эксперимент по преподаванию социальных и культурных истоков детям. Они говорят, что родители учеников поначалу очень настороженно восприняли новый предмет, но, ознакомившись с учебниками, стали первыми помощниками своим чадам в оформлении того же семейного альбома, который стал в домах некоторых из них настоящей реликвией.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага