Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
16 сентября 2005 (37)
Светлана Асауляк.

Играйте с детьми!

Один из крупнейших отечественных психологов, академик Российсклой академии Н.Н. Поддьяков поделился в одной из своих статей такими наблюдениями: "Много лет назад моё внимание стали привлекать дети весёлые, озорные (в хорошем смысле этого слова), эмоционально благополучные, любящие и понимающие шутку, готовые разыграть других и радующиеся, когда это проделывают с ними. Их отличали устойчивость к различным (иногда малоприятным) жизненным ситуациям, изобретательность в решении своих личных проблем. Шли они по жизни легко и непринуждённо. И, очевидно, поэтому к ним всегда тепло относились взрослые, тянулись сверстники. В целом, этих дошкольников отличало какое-то мудро-весёлое отношение к жизни. "Виновниками" всех этих прекрасных качеств детей в большой степени были их родители - люди тоже весёлые, энергичные, устойчивые к жизненным невзгодам".

Всем нам приходится сталкиваться с капризами своих детей, ссориться с малышами, когда те не подчиняются нашим требованиям или указаниям, короче - портить отношения со своими самыми близкими людьми. Когда взаимные наши обиды накапливаются, возникает отчуждение. А ведь можно строить отношения, используя врождённую детскую жизнерадостность, игривое настроение, неукротимое стремление ребёнка придавать игровой характер любой своей деятельности.

Уважаемые взрослые: родители и воспитатели! Дайте детям возможность быть игривыми, это продлит вашу молодость. Да и ребёнок впоследствии, став взрослым, будет вспоминать наше лицо добрым и улыбающимся, а не злым. Один уже пожилой мужчина поделился, что при разговоре он всегда отводит в сторону от собеседника или опускает в пол свои глаза не потому, что человек ему неприятен, а потому что когда он был маленьким, всё время натыкался на злой и "колющий" взгляд своей матери. Человек вырос, а страх "уколоться" о чужой взгляд остался на всю жизнь, как и комплекс собственной неполноценности.

Конечно, неприятно, когда бьётся посуда, но ведь малыш так старался помочь маме её вымыть! И руки в мыле такие скользкие! А что если мама вместо того, чтобы накричать и нашлёпать малыша, доброжелательно успокоит его, собирая осколки: "Не переживай! Вот какая нам чашка "прыгучая" попалась. Ты уж покрепче держи их в руках!" И всё - ни шлепков, ни нотаций. Ведь ребёнок и так переживает из-за своей оплошности. Да и запретить ребёнку после этого мыть посуду тоже неверно: если всё запрещать, ничему не научишься.

Одна женщина, прекрасная портниха, вспоминала о своих первых шагах на пути к будущей профессии: "Когда я была совсем маленькой, мне очень нравилась мамина блузка с крупными цветами и я решила выстричь один цветок и пришить к себе на сарафан. Я старалась и пришила крепко белыми нитками через край. Вспоминаю состояние моей мамы, когда она обнаружила свою блузку испорченной. Хорошо, бабушка заступилась за меня: "Не бей её, смотри, как она постаралась, может, из неё портниха вырастет?" И не дала меня бить:".

В книге С.Ю. Сахаровой для младших школьников "Академия домашних волшебников" тоже много примеров использования игровых ситуаций, чтобы вызвать интерес к процессу приготовления пищи, к скучной обязанности мыть посуду. Вот, например, рецепт приготовления котлет: "Булку порежь и залей стаканом холодной воды. Мясо промой, порежь кусками и смели на мясорубке два раза. Да не забудь про песенку!

Мясорубочка моя,

Поруби-ка за меня.

Мясо, рыбу, сухари

Па-ни-ро-вочные:"

И вот в результате такого разговора обыкновенные скучноватые предметы вдруг становятся живыми и волшебными. Оказывается, чашкам очень нравится быть чистыми. Они как будто улыбаются моющему их человеку, да ещё и любят послушать песенку, как, например, эта:

Хрустальная водичка,

Плесни мне на ручку,

Умой моё донце.

Зажги-ка в нём солнце!

Любая мама может научить своего малыша этой песенке и привить умение (прежде всего себе, а потом своему чаду) выполнять обязанности с интересом и любовью. Можно сказать малышу: "Я люблю мыть посуду, потому что она становится чистой. Разве это не приятно? Да к тому же мне больше всего на свете нравится, когда улыбаются. Посуда, как и люди, умеет улыбаться. Посмотри на вымытые тарелки. Как они улыбаются и блаженствуют в сушилке! Я их мыла мочалкой с мылом, они так и позванивали от удовольствия".

Надо отметить, что формирование игровой позиции, игрового отношения к жизни - процесс достаточно длительный и кропотливый. И об этом важно помнить. Определяется он всем образом жизни ребёнка. Формирование игровой позиции детей дошкольного возраста - это, прежде всего, формирование их особого внутреннего мира (более светлого, более радостного, более весёлого, чем реальный мир). Это - формирование особого строя личности ребёнка, его оптимистического мировоззрения, которое позволяет ему подняться над различными ситуациями, резко снижает стрессовость неблаго-приятных ситуаций, повышает устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий, помогает находить всё новые творческие решения в сложных жизненных ситуациях.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага