Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
26 августа 2005 (34)
Николай Романовский.

Про Елену Шелаевскую и международные конкурсы

В прошедшие месяцы 2005 года в сфере шенкурской культуры произошло поистине уникальное событие: наша землячка, студентка третьего курса филологического факультета ПГУ Елена Шелаевская дважды (!) стала лауреатом престижных международных (!) фестивалей: фольклорного фестиваля-конкурса "Друзья Болгарии" (март, Москва) и фестиваля исполнителей народных песен "Весёлая радуга", прошедшего в июле в Одессе. Наша беседа с Еленой состоялась вскоре после её возвращения из второй поездки.

"Без народной песни не представляю жизнь!", так говорит сама Елена про своё увлечение, которое, по сути дела, вывело её на международную арену. Впрочем, начало нашей беседы с ней было посвящено первым её шагам на песенном поприще.

- Скажи, пожалуйста, Лена, как и когда началось твоё увлечение песней?

- Когда именно - сказать трудно: я пою с самого детства, сколько себя помню. Сначала я посещала музыкальный класс Светланы Николаевны Новосёловой, участвовала в первых конкурсах "Весенняя звезда".

Когда я пошла во второй класс, папа привёл меня в школу искусств. Там был фольклорный класс, где преподавала Ольга Геннадьевна Семушина. Она и Надежда Григорьевна Смирнова сформировали коллектив, который потом стал нашей "Кореннушкой". Вообще же трудно передать словами то значение, которое сыграла в моей судьбе Надежда Григорьевна. Скажу только, что она мне, как вторая мама, она - мой учитель, который привил мне любовь к народному творчеству, к песне, фольклору - ко всему, что так дорого мне.

Бывало, конечно, нелегко: например, приходишь с репетиций в 10 часов вечера, до двух часов ночи учишь уроки, в 6 часов утра встаёшь - их повторяешь. Но, с другой стороны, такой круговорот делал жизнь интересней; появилось стремление поддерживать хорошие результаты в учёбе и в творчестве.

- Как тебе кажется: твоё увлечение народным творчеством, фольклором повлияло на то, что ты решила поступать именно на филологический факультет ПГУ?

- Думаю, да. Наверное, именно поэтому моими любимыми предметами в школе стали литература и особенно - русский язык. В этом я также очень благодарна моим учителям - Наталье Николаевне Дрочневой и Татьяне Александровне Басиной.

- Лена, а как так получилось, что ты стала принимать участие в столь престижных международных фестивалях?

- Тут, наверное, помог случай. Когда я была ещё на первом курсе, у нас на базе ПГУ проходил международный студенческий фестиваль искусств. Мне предложили поучаствовать в нём, и совершенно неожиданно для себя я получила за своё выступление диплом первой степени. Очевидно, что в жюри были представители Архангельского музыкального училища, так как мне предложили брать там уроки вокала.

Со мной стала заниматься педагог Ольга Игоревна Ольштейн. Занятия мои проходят по часу два раза в неделю. (Перед фестивалями, конечно, чаще). Конечно, сочетать учёбу в вузе и в музучилище тяжело, однако всё это с лихвой окупается душевным подъёмом, который испытываешь после общения с народной песней. Занятия в ПГУ заканчиваются иногда в 16 часов, бывает, здорово устанешь, еле-еле едешь в муз- училище, зато обратно возвращаешься - как на крыльях! Была у меня даже мысль учиться сразу в обоих этих учебных заведениях, но, боюсь, не выдержу. Так что сосредоточусь на ПГУ.

Так вот, обучаясь в училище, я, очевидно, попала на заметку организаторам фестивалей. От них пришли приглашения - вот так всё и получилось. Кстати, на конкурсе в Одессе моя возрастная номинация (с 18 до 28 лет) предусматривала профессионализм, но меня допустили к участию. Очевидно, за наличие профессионализма приняли факт моего обучения в музыкальном училище.

- Выступая на фестивалях такого уровня, необходимо тщательно подбирать репертуар.

- Конечно, и мне кажется, что у меня есть немало песен, которые можно достойно представить там. Однако при этом необходимо было учитывать условия, выставленные участниками фестиваля. Например, там и там необходимо было спеть по две песни: одну акапельно (то есть без музыкального сопровождения), а другую с сопровождением. Я вторые песни пела под фонограмму: везти с собой музыканта- аккомпаниатора - это лишние расходы. Также оговаривалось, что песни должны соответствовать манере исполнения своего региона.

Именно поэтому я не стала исполнять авторские песни, а только народные. На фестивале в Москве я пела песни "Ветры-ветерочки" и "Как со вечера пороша:" (из репертуара Нины Руслановой), а в Одессе - "Как со вечера пороша:" и нашу шенкурскую "Я в садике гуляла:". Я уже давно заметила, что петь наши шенкурские помогает какое-то особое вдохновение, душевный подъём, от чего поётся очень легко.

Колорит своего края пытались передать также и другие участники фестивалей, которые представляли фактически все регионы России и ближнего зарубежья. При общении с ними неизменно приходилось слышать восхищение нашим Севером и его культурой, песней, фольклором. Про Шенкурск, правда, мало кто слышал, но уж с Архангельском знакомы все.

- Понятно, что на одесском (как и на московском) фестивале главное внимание уделялось выступлениям. Но что-то ведь было и в рамках культурной программы?

- Разумеется, причём и культурная программа, и сама организация фестиваля в Одессе были на высшем уровне: все семь дней были насыщены различными событиями. Репетиций выступлений было две, они проходили там же, где и сами выступления - на сцене Одесской филармонии. Самому её зданию 180 лет, там прекрасная акустика, зал - на 1500 мест.

Было организовано много экскурсий (участников фестиваля иногда выезжало на них по 5-6 автобусов), удалось повидать знаменитую Потёмкинскую лестницу, погулять по Дерибасовской, повидать другие достопримечательности Одессы. Повезло с погодой - дни стояли солнечные, поэтому довелось побывать и на пляже у моря. Жили мы в пансионате "Мирный", недалеко от моря, в очень хороших условиях. Я всем очень довольна.

- Лена, на обоих фестивалях ты добилась больших успехов. Высказывал ли тебе об этом своё мнение кто-либо из специалистов; может, поступали какие-то творческие предложения?

- Да, такие мнения мне посчастливилось услышать. В Москве по этому поводу довелось общаться с председателем жюри фестиваля доцентом Московского Государственного университета культуры, ведущим специалистом музыкального отдела Российского Дома народного творчества, заслуженным артистом России Петром Сергеевичем Сорокиным. На фестивале в Одессе я удостоилась похвалы некоторых участников жюри, среди которых были доцент Российской академии музыки имени Гнесиных Елена Викторовна Бабичева и доцент Одесской государственной музыкальной академии имени Неждановой, заслуженная артистка Украины Елена Владимировна Стаховская. Елена Владимировна даже предложила перебираться в Одессу: "Нам таких высоких сопрано как раз не хватает", - сказала она. Но я отказалась - привыкла к дому, да и в будущих планах после окончания ПГУ не исключаю возвращение на работу в Шенкурск.

Ну а так уже поступило приглашение участвовать в Международном конкурсе вокалистов "Юность России", который пройдёт в Санкт-Петербурге нынешней осенью. Так что буду готовиться к нему.

- Ну что ж, Лена, успехов тебе в творчестве и в учёбе! Большое спасибо за беседу.

А теперь хочется предоставить слово людям, благодаря которым Елена в немалой степени обязана своим успехом на фестивале в Одессе, которые помогли ей морально и материально.

Надежда Григорьевна Смирнова, заслуженный работник культуры России, педагог Елены:

С Леной мы знакомы уже больше десяти лет, с того момента, как она пришла в фольклорный класс школы искусств, ставший основой ансамбля "Кореннушка". Лена была одной из его солисток, у неё настоящее высокое сопрано, позволяющее прекрасно исполнять наши шенкурские народные песни. По мере занятий с "Кореннушкой" мы с Леной занимались и индивидуально, работали над её репертуаром. Продолжаем мы общаться и сейчас: по части песенной, да и просто так.

Сейчас Лена учится в ПГУ, она, как человек целеустремлённый, настойчиво движется к своей поставленной цели. Хочется надеяться, что после учёбы её жизнь по- прежнему будет связана с Шенкурском, что Лена будет выступать на наших сценах как исполнительница народных песен, а может быть и станет музыкальным педагогом, тем более что учится в педагогическом вузе и профиль её учёбы связан со словом. Значит, дело по душе она тут сможет найти.

Галина Николаевна Толстикова, заведующая отделом культуры и искусства администрации МО "Шенкурский район":

По моему мнению, успехи Елены на международных фестивалях в Москве и в Одессе имеют несколько положительных аспектов.

Во-первых, для самой Елены это послужило стимулом для повышения её исполнительского мастерства, расширения её кругозора, позволило пообщаться на довольно высоком уровне с коллегами из других регионов и даже стран, способствовало приобретению опыта участия в такого рода мероприятиях.

Во-вторых, такие поездки несут в себе и очень важную представительскую функцию: Елена показала на широкую публику частичку неповторимого культурного, духовного наследия нашего края, района, города, которые для многих (даже россиян) остаётся ещё пока "белым пятном" на карте. Это также должно способствовать привлечению внимания к нам.

В-третьих, успехи нашей исполнительницы - это не что иное, как реальное проявление того культурного потенциала, который был заложен в ней ещё с детских лет. Когда-то в нашей школе искусств был фольклорный класс - именно здесь Елена, как и многие другие участники ансамбля "Кореннушка", начинала свой творческий путь. Кстати, здесь следует обязательно отметить важную роль родителей Елены, которые привели её на учёбу в этот класс и с тех пор целеустремлённо поддерживают её во всех начинаниях - пример, как мне кажется, достойный подражания. В результате развился талант исполнительницы, и звучат её песни, наполненные энергетикой, какую невозможно ни скопировать, ни воспроизвести.

Поэтому хочется надеяться, что нам удастся возродить фольклорный класс в ДШИ, где молодёжь смогла бы приобщаться к народному искусству, к нашим духовным корням, чтобы по-прежнему жили наш фольклор, звучали гармошки шенкурских гармонистов (которых, к слову, у нас становится всё меньше и меньше), чтобы по- прежнему наши народные коллективы радовали своим искусством земляков. Для данного дела, конечно же, необходимы новые специалисты в этой области. Может быть, Елена подумает о такой перспективе?

Валерий Викторович Красильников, предприниматель:

Очень приятно, что Елена - девушка талантливая и целеустремлённая - смогла достойно представить наш край, наш город, имеющие богатое историческое прошлое, на фестивале такого уровня. Нам есть чем гордиться в области культуры, в том числе и в области народного фольклора, и Елена своим выступлением доказала это.

Как мне кажется, если бы у нас в районе удалось наладить более тесный контакт между властью и бизнесом, это бы положительно отразилось не только на экономической ситуации, но и на культурной сфере. Например, мы бы могли оказывать более существенную помощь нашим талантам, скажем, выплачивать таким людям именные стипендии.

А ещё я хочу сказать, что по-доброму завидую родителям Елены - они могут гордиться, что у них такая дочь!

Мария Ивановна Семакова, заместитель главы администрации г.Шенкурска:

Шенкурск и Шенкурский район славится своим историческим прошлым, своими людьми, среди которых наши Почётные граждане, супруги Толстиковы и другие творческие люди, спортсмены, представляющие наш край на соревнованиях различного уровня.

Теперь к этой группе людей относится и Елена Шелаевская, представившая наше северное фольклорное искусство в Москве и в Одессе. Это - большая гордость для нас, поэтому таких людей необходимо всячески поддерживать. К сожалению, администрация Шенкурска пока смогла оказать Елене только скромную материальную помощь. Будем надеяться, что в дальнейшем поддержка наших талантов будет осуществляться в более солидной форме.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага