Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
 

Важский край
3 июня 2005 (22)
Светлана Соболева.

Закон 131: в сторону хаоса или порядка?

Проблемы развития местного самоуправления, наконец-то, снова стали обсуждаться в районе. Что это? - Пробуждение гражданской активности или дамоклов меч нависшей над всеми очередной общероссийской реформы? Что ждёт Шенкурский район после вступления в силу в январе 2006 года Федерального Закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"? Вопросов возникает множество, и обсудить их 12 мая в центральной районной библиотеке собралось почти тридцать человек. Собственно, по тому же Закону положено, чтобы до принятия новой редакции Устава МО состоялись публичные чтения документа. Инициатива работников библиотеки может быть рассмотрена как "первая ласточка" обсуждения местным обществом своего основного закона.

самым осведомлённым по вопросу является в настоящий момент начальник юридического отдела районной администрации Ю.Г. Касьянов. На заседании Архангельского регионального экспертного совета по местному самоуправлению он стал инициатором подготовки проекта Устава сельского поселения, а также выступал на конференции по местному самоуправлению в Международном Институте Управления.

- Всех тревожит, какова готовность не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти по созданию действенных структур будущих муниципальных образований (далее МО - С.С.), - признался Юрий Геннадьевич. - таких МО в Шенкурском районе - 12, а по всей области 215. Хотя реформа осуществляется под благой мотив: приблизить власть к народу, на фоне проходящей в России централизации органов государственной власти дробление органов местного самоуправления выглядит не вполне логично.

Обозначая круг проблем, Ю.Г. Касьянов дал на них неутешительные ответы:

- Найдётся ли в районе нужное количество подготовленных людей, способных возглавить органы муниципальной власти?

- Если на каждое МО - поселение требуется от 5 до 10 человек, то, в целом, по району это 60-120 подготовленных специалистов, способных руководить территориями. Пока же на территориях некоторых МО хорошо, если есть несколько человек со средним специальным образованием или средним. О высшем и разговора нет. А ведь вопросы - юридические, финансовые и многие другие - нужно решать грамотно.

- На какие средства будут формироваться и существовать органы местного самоуправления с момента их появления (со 2 октября 2005 года)?

- Предварительные расчёты показали, что на создание управленческих структур МО - поселений потребуется не менее 22 миллионов рублей. Это больше разницы между доходами и расходами всего районного бюджета. Доход - 51, расход - 31 миллион рублей. Значит, для осуществления реформы придётся свернуть все социальные программы? Для создания в Шенкурском районе систем электронного и финансового расчётов с налоговой инспекцией и федеральным казначейством только на приобретение персональных компьютеров потребуется дополнительно 600 тысяч рублей. Проблема не только в подготовке пользователей электронной техники, но и в стабильном электроснабжении территорий, особенно там, где работают дизельные электростанции.

- Определены ли источники поступления финансовых средств в бюджеты будущих МО - поселений?

- До настоящего времени органами государственной власти не решён вопрос за счёт чьих средств будут существовать и работать после 2 октября 2005 года и до 1 января 2006 года данные структуры. За этот период предстоит решить очень много вопросов по уставам, разделу имущества, перераспределению обязанностей, компетенции и т.д. Органы государственной власти не готовы к введению в действие данного закона. Созданные МО - поселения не смогут определить источники поступлений по доходной и расходной части бюджета, так как налоговые органы не имеют права предоставлять сведения о налогоплательщиках. Если таких сведений нет и если вообще на территории нет каких-то предприятий-налогоплательщиков, многие поселения не будут иметь источников бюджетного пополнения. Кроме того, в связи с федеральной политикой почти не осталось налоговых платежей в местные бюджеты. Земельный налог и налог на имущество - основной доход МО - поселений. Так по Шахановке годовой доход составит 600 рублей. С такой доходной частью можно заранее сказать, что данное МО - банкрот.

- Насколько разработаны механизмы раздела муниципального имущества между районом и поселениями? Как будет формироваться консолидированный бюджет МО - района?

- Этот механизм до конца не разработан. В настоящий момент для выполнения указанных мероприятий необходимы, как минимум, техпаспорта на объекты недвижимости. Пока из 367 объектов недвижимости паспорта изготовлены лишь на 30! Из 649 объектов жилфонда - 300 технических паспортов. По новому закону передаче в МО - поселения подлежит около 760 объектов. Только на эти цели необходимо 2,5 миллиона рублей. А чтобы зарегистрировать право собственности в органах регистрации прав на недвижимость, ещё 7,5-8 тысяч рублей на каждый объект. В целом суммы получаются огромные. Таких средств нет ни у муниципальных образований, ни у муниципального района. В области на данный момент не издано ни одного разъяснительного документа и по формированию консолидированного бюджета.

- Как будут решаться вопросы самоуправления местными природными ресурсами, землёй, лесом, водными объектами, имеющимися полезными ископаемыми?

- Законом этот вопрос не конкретизирован. Не понятно, кто будет распоряжаться землёй, лесом, водными объектами, полезными ископаемыми. Около 40 процентов земель у нас по району не оформлено надлежащим образом. Согласно гл.31 Налогового Кодекса с таких земель платежи не взимаются. А значит, у нас "выпадает" ещё около 40 процентов из доходных статей бюджетов. Причём, подобные проблемы по всей Архангельской области.

Статья 75, 131 Закона предусматривает в случае возникновения просроченной задолженности МО по исполнению своих долговых или бюджетных обязательств введение временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Кроме того, по этой же статье решением арбитражного суда может вводиться временная финансовая администрация. Указанная статья вводится в действие не ранее, чем через два года после вступления в действие в полном объёме 131 Закона. Анализируя все проблемы, можно предположить, что с 1 января 2008 года добрая половина наших МО подпадёт под действие указанной статьи, и в этих поселениях будет введено прямое государственное управление.

- В какой стадии подготовки написание уставов?

- У нас разрабатывается новая редакция Устава, который, в первую очередь, необходимо рассмотреть, это - Устав муниципального района. Устав МО есть действующий, который никто не отменял, просто разрабатывается его новая редакция, идёт пополнение информацией статей, глав данной редакции. Поступили уже некоторые предложения от депутатской комиссии по местному самоуправлению. Должны ещё поступить предложения. Новую редакцию Устава МО - района мы думаем закончить до сессии, которая предварительно назначается на 18-24 июня. На сессии предполагается принять Устав в первом чтении. После этого, наверное, эту редакцию опубликуют для рассмотрения всем населением: для предложений и замечаний. В любом случае мы хотим привязать Устав к местным условиям, чтобы для населения было приемлемо читать и понимать данный документ.

Что касается Уставов МО - поселений, после того, когда у нас будет новая редакция Устава МО - района, до 2 октября время ещё будет. Будет гораздо легче создавать эти Уставы МО - поселений на базе готового Устава МО - района. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод: 131 Закон - сложный. Беседовал я с депутатом областного Собрания Н.И. Павловской, она была в Совете Федерации и сказала, что и в Совете Федерации, и в Государственной Думе сложилось мнение, что ни органы местного самоуправления, ни население, ни органы государственной власти не готовы в настоящий момент для введения в действие в полном объёме ФЗ N 131. Введение данного Закона в полном объёме в настоящий момент может привести к последствиям, подобным тем, которые возникли в стране при введении в полном объёме ФЗ N 122. Это не я сказал, это сказали в Совете Федерации и в Государственной Думе, - подчеркнул в конце своего выступления начальник юридического отдела районной администрации Ю.Г. Касьянов.

Своё мнение по реформе местного самоуправления далее высказал частный предприниматель В.В. Красильников: " Закон позволяет на базе нашего МО - района сделать три МО - два левобережных и один правобережный". "Многие районы пошли по пути сокращения МО - поселений, - соглашается с ним Ю.Г. Касьянов. - Наш Совет депутатов оставил 12. Теперь к сокращению МО можно вернуться не ранее чем через год и только через референдум".

Никого не оставила равнодушным кадровая проблема. На словах полным ходом идёт подготовка людей, готовых прийти к власти в муниципальных поселениях, а на деле ни одного обучающего семинара. Видимо, вопрос и тут упирается в финансирование. Кроме того, три четверти выпускников факультета управления Поморского университета уходят в бизнес, а не во власть. Что касается компьютеризации отчётности, то проблема больше не в технике, а в неустойчивом электроснабжении некоторых территорий района.

Чисто риторический вопрос поставил перед юристом районной администрации главный судебный пристав Г.А. Ежов: "Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" был подписан Президентом 6 октября 2003 года. Сегодня - май 2005 года. После двух лет бездействия нам здесь вываливают воз проблем: "Всё, ребята, в 2008 году поднимаем руки вверх!" Каким же образом администрация района готовилась к реализации этого закона? Не за губернатора и не за спикера вам надо было решать, а сформировать общественное мнение, используя депутатов областного Собрания, Государственной Думы".

Собственно, как справедливо заметил редактор районной газеты "Важский край" В.Г. Чухин, мнение населения - не уменьшать количество муниципальных образований. Да и сходы по этому поводу власть организовывала, глав сельских администраций собирала. "Не должна местная власть создавать общественное мнение по поводу закона, а обязана этот Закон выполнять, - сказал также Владимир Чухин. - С тем же контрольным органом мы ломимся в открытые двери. Этот орган и так должен быть в проекте Устава по закону!"

Самым оптимистичным среди участников "круглого стола" в библиотеке оказался всё тот же Валерий Красильников:

- Если сейчас город живёт при бюджете примерно два миллиона рублей, - высказал свою осведомлённость Валерий Викторович, - то, занимаясь нормально землеустроительной работой, мы с вами сможем городской бюджет в течение года поднять в разы. Просто землеустроителям нужно с шагомером пройти в Шенкурске каждый дом. Те функции, которые выполняло МО "Шенкурский район", оно с нового года выполнять уже не будет. Почти все их функции перейдут органам местного самоуправления. Поэтому создавать сейчас новый Устав МО - района, значит, тратить деньги впустую. А вот уставы сельских и городского поселений, напротив, нужно делать в первую очередь. Когда будет МО "Шенкурск", то какие вопросы останется решать МО - району? Примет администрация города решение построить дом - и постоит его, МО - район никак не сможет помешать. Это - местное самоуправление, местное, - подчёркивает Красильников, - решаться всё будет на местах! Поэтому и чиновников МО - район в здании районной администрации скоро поубавится. Они будут исполнять только три своих функции: образование, здравоохранение, милиция. Как сказал господин Путин: "Не изобретайте!"

- А я всегда так говорю: когда слушаешь - одно, когда закон читаешь - другое! - парировал Валерию Красильникову Юрий Касьянов, озвучив предварительно компетенцию поселений и района. - Я нисколько не принижаю авторитет Путина: сам за него голосовал, но и Путин - тоже человек. Думаете, он весь закон наизусть знает?

Поговорку про то, что Бог высоко, а до царя далеко вспомнил в своём выступлении главный казначей района В.Н. Лукошков: "Решать-то наши проблемы придётся нам, - напомнил он. - В соответствии со статьёй 131 Конституции РФ народ определяет структуру органов местного самоуправления".

- Соседи наши из Няндомского района тщательно взвесили ситуацию и создали три МО, вместо наших двенадцати, - вновь взял слово Г.А. Ежов. - Просто нужно было тщательнее работать с людьми, убеждать их в том, что от объединения они ничего не потеряют. А теперь представьте: только на управленческий аппарат в Шенкурском районе (для осуществления реформы) требуется 22 миллиона рублей. Скажите об этом в общественной бане, вас там шайками закидают!

- Решение об укрупнении поставит на многих населённых пунктах крест! - ещё раз возразил В. Г. Чухин.

- Есть у меня знакомый, каждый год он приезжает в наш район на охоту и говорит, что мы, шенкуряне, живём всё хуже и хуже, - сказал В.В. Красильников. - В качестве аргумента приводит простой пример. Расчётная лесосека Няндомского МО - 310 тысяч кубометров, за счёт этого там построили депо, электрифицировали 180 километров дороги, открыли больницу, четыре дома для престарелых и ещё что-то. "У вас, ребята, расчётная лесосека 675 тысяч кубометров, а вы живёте всё хуже и хуже", - изумился мой знакомый. Так вот, когда мы придём к местному самоуправлению, верю, что жить мы будем лучше. Я - оптимист. Главное, никто не будет нами командовать. Всё будет решаться на местах, и чиновники будут не руководить, а чётко выполнять конкретные обязанности.

Очень хочется проникнуться тем же оптимизмом Валерия Викторовича. Хочется, чтобы реформа упорядочила и упростила нашу жизнь, а не привела её в состояние хаоса. Впрочем, поживём - увидим. А в районной библиотеке развёрнута широкая выставка по проблемам местного самоуправления. Ознакомиться с её материалами приглашают всех желающих.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага