Важский край
13 мая 2005 (19)
Валерий РЫСЕВ.
Семь раз отмерь
Именно такой подход должен быть при внедрении в жизнь закона о реформе местного
самоуправления
В Москве состоялся Совет законодателей, в котором приняли участие парламентарии
всех субъектов федерации России. - Мы собирались для того, - говорит
председатель областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин, чтобы обсудить
реализацию закона о реформе местного самоуправления
Первые опыты
- Прежде всего парламентарии прослушали информацию о том, как это проходит в
пилотных регионах, где его стали претворять в жизнь еще два года назад, -
рассказывает Виталий Сергеевич. - Первыми перестройку местного самоуправления
начали в Новосибирской области и Ставропольском крае. На сегодняшний день
закон, который вступит в действие по всей стране с 1 января 2006 года, в этих
регионах уже работает.
Создана двухуровневая система местного самоуправления, сформированы бюджеты,
накоплен опыт, которым поделились с нами председатели областного Собрания
депутатов Новосибирской области и Ставропольского края. Закон мы давно изучили
и разобрались со всеми его положениями. Поэтому прежде всего нас интересовало,
какие проблемы возникли при его реализации в жизнь. Где проявились слабые места,
а где возникли и полные нестыковки?
Вопросы парламентариев, ответы представителей федеральной власти, законодателей
пилотных регионов показали, что необходима серьезная доработка как закона о
реформе местного самоуправления, так налогового и бюджетного кодексов. И наша
задача состоит в том, чтобы еще до начала реформы постараться устранить
проблемы, которые могут возникнуть в самом ее начале.
По мнению Виталия Фортыгина, особое беспокойство вызывает предстоящая реформа на
уровне поселений. Поэтому, считает он, лучше действовать по старой русской
пословице: семь раз отмерь, один раз отрежь, чем потом разводить руками и
искать виновных.
Кадры решают все
- В нашей области будет образовано 246 муниципальных образований, - говорит
Виталий Фортыгин. - В каждом из них появится глава и небольшой аппарат.
Готовых кадров нет, и нам специалистов никто не пришлет. Поэтому мы сейчас
занимаемся кропотливой работой, чтобы в муниципальные образования пришли
профессионально подготовленные, грамотные люди, способные с первых же шагов
вести работу на должном уровне. В этом деле, без сомнения, нам поможет опыт
Новосибирской области и Ставропольского края, куда поедут наши представители,
чтобы увидеть все своими глазами.
Не менее важная проблема - наполнение бюджета новых территориальных
образований, особенно на уровне поселений. Сегодня предлагается формировать
бюджеты налогами на имущество физических лиц и земельный налог, а также
финансировать их за счет отчисления 10 процентов подоходного налога с физических
лиц. На первый взгляд, такой порядок может работать эффективно. Но, в то же
время, реально финансовое состояние поселений может сильно отличаться. Поэтому
мы считаем, что нужно дать право субъектам федерации делать пропорциональную
разбивку этих 10 процентов в зависимости от того, сколько в каком поселении
работающих.
Гибкая шкала применения этих 10 процентов требует изменения в федеральном
законодательстве.
После этой поездки мы вернемся к проработке вопросов, которые волнуют и
депутатов областного Собрания, и глав местного самоуправления.
С учетом той работы, которую ведет администрация области по реализации этого
закона, депутаты продолжат ее в двух направлениях. В первую очередь по
совершенствованию регионального законодательства, где мы должны еще более
тщательно продумать, как лучше организовать работу местного самоуправления. И
во вторую - направить свои предложения в Москву по доработке федерального
закона.
Найти оптимальные варианты
- Не будут ли ущемлены, например, еле выживающие мезенцы, лешуконцы по сравнению
с процветающими коряжемцами? Ведь доходы жителей этих муниципальных образований
несравнимы. Поэтому и наполнение бюджетов от 10% подоходного налога будет далеко
не одинаковым.
- В основе поселенческой модели формирование бюджета будет исходить не только
из налога на имущество физических лиц. В него же пойдет и земельный налог.
Поэтому напрямую от развития того или иного производства бюджет муниципального
образования не зависит. Ведь поселения формировались в большинстве случаев вне
связи с тем, есть тут какое производство или нет. Люди селились там, где хотели
жить.
Хотя в советское время зачастую возникало какое-то градообразующее
производство, и возле него формировался поселок. И, конечно, важно:
сохранилось ли предприятие, в каком оно финансовом состоянии, много ли там
работающих? Действительно, от этого в немалой степени будут зависеть поступления
в местный бюджет. Поэтому для нас сейчас крайне важно рассмотреть правильность
поступления налога на все уровни бюджетов: поселенческий, районный, областной.
Грамотное и гибкое распределение финансовых ресурсов позволит выработать
оптимальный вариант. Чтобы каждый человек имел одинаковое право на
образование, медицинские услуги, культурный досуг. А это может быть сделано
только за счет бюджета. Поэтому и вырабатываются меры по выравниванию уровня
бюджетной обеспеченности.
Эта работа должна быть творческой, а не однозначно прописанной для всех. Нужно
учитывать условия Мезени, Архангельска, Каргополя и всех 246 муниципальных
образований с учетом того, что в каждом из них есть своя особенность поселений,
специфика жизни людей.
Будем надеяться, что приближение власти к людям, ее доступность помогут более
оперативно и эффективно решать социально - экономические проблемы региона.
© Важский край