Важский край
13 мая 2005 (19)
ГИБДД Шенкурского РОВД.
Авто и прогресс
(История становления правил дорожного движения)
С появлением в 80-х гг. XIX в. первых автомобилей внутреннего сгорания,
способных развивать гораздо большую скорость, чем лошади, долгое время ничего
существенного в обеспечении общественной безопасности не происходило. И только
14 августа 1893 г. во Франции вводятся первые правила дорожного движения для
автомобилистов. Запомните: только для автомобилистов. По примеру Франции
аналогичные правила принимаются и в других странах Европы. С увеличением
количества и качества автомобилей возникает необходимость совершения поездок
автомобилистов не только по своей стране, но и за рубеж.
Первое время правила в разных странах отличались друг от друга. А как в этом
случае быть французу, который едет в Германию, а немецкого языка не знает? Или
датчанину, собравшемуся отдохнуть на берегу Адриатического моря? Сколько стран
придется пересечь! И что, каждый раз изучать правила движения этих стран?
Естественно, нужны были единые правила движения на континенте. И в 1909 г. в
Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение об
единых правилах, общих для всех стран Европы.
Шла гражданская война в России. Автомобильная жизнь в стране не бурлила: на всю
страну было, как мы знаем, всего до 10000 автомобилей. Они были сосредоточены в
основном в Москве, куда переехало правительство из Петербурга.
Можно предположить, что именно поэтому и первый нормативный акт, специально
посвященный безопасности автодорожного движения, появился только в 1920 г.
Декрет СНК РСФСР от 10 июня 1920 г., подписанный Лениным, назывался "Об
автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила). В этом документе были
учтены многие аспекты обеспечения безопасности движения. Сюда вошли требования к
автомобилям, их регистрация, порядок эксплуатации, номерные знаки, а водители в
соответствии с данным декретом должны были иметь водительское удостоверение и
путевой лист.
Правилами устанавливались предельные скорости движения: для легковых
автомобилей и мотоциклов - не выше 25 верст/ч, для грузовых - не более 15,
функции по обеспечению безопасности были разделены между ведомствами.
Техническое инспектирование оставалось за молодым автомобильным ведомством, а
регулирование уличного, а впоследствии и дорожного движения, возлагалось на
постового милиционера. Уже в августе 1921 г. был создан приказ N 225 по рабоче-
крестьянской милиции, по которому ее сотрудникам предписывалось учиться не
только политграмоте, арифметике, русскому языку, но и в обязательном порядке
регулированию дорожного движения.
В это время местными органами власти разрабатываются и утверждаются городскими,
областными и краевыми Советами трудящихся свои правила дорожного движения,
которые имели массу недостатков. Только в 1940 году появились первые типовые
правила движения, на базе которых стали утверждаться более унифицированные
правила на местах. Однако и на этом этапе в правилах еще сохранились многие
неоправданные различия, а в некоторых случаях противоречия. Естественно, это
затрудняло работу водителей.
ГИБДД Шенкурского РОВД.
(Окончание следует).
© Важский край